Михаил Ан: «Неплохо было бы без сколковского „гламура“ сделать особую зону с особым статусом для всего Зеленограда».
В Зеленограде состоялась конференция SEMICON 2013, посвященная проблемам развития микроэлектронной отрасли в России и организованная под эгидой правительства Москвы и всемирной ассоциации SEMI (Semiconductor Equipment and Materials International). Заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Ан, участвовавший в открытии конференции, ответил на вопросы издания Zelenograd.ru о планах столичных властей по предоставлению льгот научным и промышленным предприятиям, о создании в Зеленограде технопарка и технополиса на базе Специализированной территории малого предпринимательства (СТМП), о перспективе увеличения числа площадок ОЭЗ «Зеленоград» и придания особого статуса уже существующим промзонам города.
Михаил Ан, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы
— Недавно на «Микроне» прошёл круглый стол на тему «Состояние высокотехнологичного сектора экономики города Москвы и перспективы развития» с участием руководителей промышленных предприятий Зеленограда, заместителя мэра Москвы Андрея Шаронова и руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Комиссарова. Что там обсуждалось?
— Сейчас проводится серия таких встреч в разных округах города, в частности, они уже прошли в Восточном округе и на «Микроне» в Зеленограде, дальше состоятся и по другим округам. Цель — общение и выстраивание постоянного диалога с предприятиями округа. Отдельные встречи проходят по промышленности, по более крупным предприятиям, планируем проводить их и для малого и среднего бизнеса — это немного разные аудитории. В Зеленограде был просто неформальный диалог с бизнес-сообществом о том, какие у предприятий есть вопросы, что работает, что не работает.
— Какие главные вопросы были у зеленоградских предприятий?
— Как всегда это рост ставки аренды, все задают вопросы по этому поводу, поэтому мы сейчас ищем решение — готовим матрицу промышленности, по которой эффективные предприятия будут получать льготы, льготный стимул, только не кулуарным, а вполне прозрачным способом. Подходы у нас уже определены, сейчас осталось просчитать экономику, проанализировать, какие должны быть критерии и конкретные параметры эффективности предприятий.
— Вы будете оценивать предприятия по каким-то критериям и предлагать им льготы?
— Да, мы пока предполагаем в качестве критериев использовать следующие: выручка на квадратный метр — показатель того, насколько эффективно используется площадь; выручка на человека, то есть производительность труда; соблюдение экологических стандартов, так как мы живем в городе, где это особенно важно — отсутствие претензий со стороны органов, осуществляющих экологический контроль. Ну и скорее всего, говоря о понижающей ставке аренды за землю, о налоге на имущество и землю, то есть о так называемых налогах модернизации — мы готовы снижать или обнулять их тем предприятиям, которые исправно платят другие налоги, такие как налог на прибыль, например. У нас модно в последнее время в стране и в Москве минимизировать или аннулировать налог на прибыль, поэтому среди обсуждаемых критериев — уплата налога на прибыль и, возможно, налогов, связанных с фондом оплаты труда. То есть, мы говорим предпринимателям: если вы плАтите белую зарплату, если у вас нормальная прибыльная организация, и вы не минимизируете свои доходы — хорошо, платИте эти налоги, а другие мы вам, соответственно, сделаем ниже, чтобы вы могли долгосрочно работать в городе на понижающей ставке. Концептуальная идея в нашем департаменте такая. Сейчас задача — правильно всё просчитать, у нас сложности с качеством статистики…
— Инициатива оценки предприятий для предоставления им льгот будет исходить от вас или от самих предприятий, в заявительном порядке?
— Наша задача сейчас — разработать подходы, критерии оценки и принять некие постановления правительства. Дальше администрировать этот процесс может любой департамент, тот же департамент городского имущества.
— Зеленоградские площадки жалуются, что сейчас достаточно тяжело стать технопарком, технополисом или индустриальным парком — очень жесткие требования, поэтому никто из зеленоградских площадок такого статуса еще не получил…
— Тяжело стать технопарком? Неправильно жалуются. Критерии такие, чтобы потом не было ситуации, как с федеральными особыми зонами — когда компании получили статус резидента, а дальше строительством они не занимаются, и нет никакого механизма, чтобы дать возможность другим резидентам, которые готовы строиться и развиваться, прийти вместо этих. Мы хотим, чтобы в технопарках и технополисах всё реально реализовывалось. В нашем городском механизме как раз заложен такой регулирующий фактор: компании должны инвестировать, должны создавать рабочие места, а в обмен на это они получат льготы и возможность находиться в технопарках. Сейчас мы активно создаем как раз на базе городских площадок Зеленограда в дополнение к особой зоне технопарк и технополис. Уже принято решение о создании технопарка, готовится решение о создании индустриальной площадки. Технопарк создаётся на базе СТМП Зеленоград — Специализированной территории малого предпринимательства. В будущем он, возможно, перерастет в технополис. Соответственно, мы планируем там вложение бюджетных инвестиций в этом и в следующем году в создание офисно-производственных и лабораторных помещений для привлечения резидентов — малых и средних компаний. А на будущее уже подбираем новые площадки в Зеленограде, структурируем, чтобы более крупные компании — либо вырастающие из компаний технопарка, либо крупные инвесторы — приходили и размещали там производство. Сейчас в Зеленограде строится очень много жилья, много жилья уже есть, но по официальной статистике 40 тысяч зеленоградцев каждый день едут в Москву на работу. Соответственно, какая-то компенсирующая составляющая может быть и здесь, благодаря созданию новых рабочих мест.
— Рассматриваете ли вы возможность введения каких-то преференций на торгах при закупке высокотехнологичной продукции, произведенной в Москве? Например, такие преференции не помешали бы зеленоградскому «Микрону», который производит билеты для столичного метро и участвует в конкурсах наравне с импортёрами зарубежных карточек…
— Есть федеральное законодательство, в соответствии с ФЗ-94 и ФЗ-223 преференции на торгах невозможны, это противозаконно, плюс по ВТО тоже есть ограничения. Поэтому — нет, преференций мы не введём, но конкурировать и поддерживать свои предприятия — да, планируем.
— Есть ли перспективы создания в Зеленограде третьей площадки особой зоны — на Северной промзоне?
— У особой зоны есть площадка на базе МИЭТ и площадка в Алабушево. В Зеленограде есть еще несколько промзон — Восточная и Северная, есть площадка на юге, есть Малинская промзона, примерно так. Сейчас по федеральному законодательству особая зона может иметь три площадки. Мы в настоящее время ведем переговоры с Минэкономразвития, и они планируют, в принципе, учесть мнение ряда регионов и поменять федеральное законодательство по особым зонам. В том числе обсуждается вопрос по увеличению количества площадок в ОЭЗ или вообще по снятию ограничений на число площадок. Для нас это было бы, в принципе, неплохим решением, потому что… Возьмите пример Китая или ряда других успешных стран, которые создали особые экономические зоны: они делают особыми зонами целые города. У нас пока вроде готовности такой нет, хотя в моем понимании было бы хорошо сделать из Зеленограда такую особую зону, ведь в советское время он как раз и создавался как спецзона под развитие микроэлектроники. Поэтому в принципе вполне неплохо было бы без сколковского «гламура» спокойно сделать особую зону с особым статусом для всего города. По текущему законодательству и по зрелости и готовности определенных людей, которые принимают решения — пока, видимо, к этому нет готовности. Поэтому мы пытаемся скомбинировать другие решения — инструмент особой зоны, кластерную программу Минэкономразвития плюс ресурсы правительства Москвы. Сейчас мы обсуждаем, как их оптимизировать, как выстроить коллаборацию через кластер по площадкам, которые будут непосредственно входить в состав особой зоны. Если их будет три, значит, надо третью площадку подбирать очень аккуратно, решая, кто будет третьей площадкой. Если их будет больше, чем три, тогда можно учитывать и интересы других, в том числе частных игроков.
— Но если площадок всё-таки будет три — какую площадку вы склоняетесь сделать третьей в Зеленограде?
— На сегодняшний день пока пусть особая зона развивает две имеющиеся площадки. По третьей площадке есть несколько вариантов, которые обсуждаются. Был озвучен вариант третьей площадки в Троицке — решения по нему пока нет, потому что нет конкретной четкой площадки, которая бы там устраивала. Переговоры ведутся с рядом игроков, мы пытаемся найти конкретную площадку и понять, кто сможет ею активно заниматься. Тут два пути: либо третью площадку отдавать Троицку, либо, если будет необходимость, создавать в Троицке дополнительную особую зону, инициировать такой процесс. Есть и третий вариант: можно и без особой зоны, можно неплохо стимулировать развитие через
— Москвы хватит одновременно на два направления — Троицк и Зеленоград? А есть ведь еще и технополис «Москва»… Раньше у правительства Москвы с точки зрения приложения усилий для развития высоких технологий был только Зеленоград.
— Москвы хватит гораздо больше, чем на два и даже на три направления. Москва — это мегаполис в 12 миллионов человек по официальной статистике, на самом деле там все 15 миллионов, считая приезжих, областных и прочих, а если считать нелегалов — то еще больше. Весь регион, на который Москва оказывает влияние, это, наверное,
Так вот, сейчас есть несколько вариантов развития, и главное — не то, сколько будет площадок у особой зоны, а то, как они развиваются, поэтому вопрос третьей площадки, четвертой, пятой — он вторичен. Если мы сейчас решим вопрос снятия ограничений, и площадок будет больше, чем три, тогда мы поймём, как все это развивать. Если будет жестко три площадки, тогда мы будем из всех возможных вариантов принимать наиболее практичный — ту площадку, которая будет наиболее готовой.
— Какие-то сроки есть у этого процесса переговоров с Минэкономразвития, хотя бы ориентировочно? Решение по третьей площадке ожидается всеми уже давно…
— Вам нужна третья площадка или вам нужен результат, чтобы компании создавались и действующие площадки развивались?
— Если речь идет о результате через десять лет, то лучше площадка, лучше какие-то определенные решения…
— Через десять лет… Прежде всего, площадка особой зоны в Алабушево еще не запущена, там еще ничего не заполнено — а это вторая площадка, поэтому давать третью площадку, конечно, можно, как и четвёртую, и десятую, и двадцать пятую площадку… А толку от этого, если не могут с двумя справиться?
— Речь как раз о том, что третья площадка могла бы лечь под уже существующие и действующие предприятия микроэлектроники — например, «Микрон»…
— Если этого хочет «Микрон» — лучше это обсуждать с «Микроном». Хочет «Микрон», хочет «Ангстрем», хотят и другие предприятия — хорошо, как мы одну площадку выделим всем трем, четырем, десяти игрокам? Это будет справедливо — выбрать кого-то одного? Смотрите на это со стороны: почему «Микрон», почему «Ангстрем»? У них у каждого, конечно, есть аргументация в свою пользу. Но справедливо ли это? Поэтому, если ограничения снимаются, мы видим это шире: все промзоны Зеленограда теоретически можно включить в ОЭЗ как площадки особой зоны. Не весь город, а именно все промзоны — Алабушево, Северную, Восточную, МИЭТ, «Микрон» и всё, что вокруг него, Южная, Малино — потенциально можно создать семь-восемь площадок. Предметом конкретных решений должны стать юридически значимые моменты, такие как решение о расширении количества площадок либо решение о том, что расширять их не будут. Тогда можно будет говорить о чём-то дальше.
— Когда этого можно ожидать?
— Как только Минэкономразвития решит, процесс идёт в меру их времени, сил и способностей. Поэтому параллельно мы сейчас развиваем уже имеющиеся городские площадки. В этом году мы планируем присвоить статус технопарка площадке СТМП-Зеленоград, у нас согласовано технико-экономическое обоснование, план её развития. Далее, после того, как он будет проинвестирован, последует его развитие и превращение его в технополис с возможным включением в него территории Восточной промзоны. Далее, сейчас мы определяем в Зеленограде площадку под индустриальный парк; пока я не готов обсуждать конкретику, но будет такая площадка, решение об этом есть. Таким образом, сформируется технопарк, где будут создаваться и развиваться малые компании, вырастать в средние и в крупные, которые могут высаживаться в индустриальный парк, предназначенный для крупного бизнеса. Либо напрямую, если крупные предприятия уже будут готовы туда прийти — они приходят на чистую площадку.
— Индустриальный парк будет создан на базе чистой площадки, а не какого-то существующего зеленоградского предприятия?
— На базе существующих предприятий индустриальный парк не создаётся. Индустриальные парки — это промзоны, только с управляющими компаниями, которые координируют деятельность развития всей территории. Мы ищем такие площадки и в Зеленограде, и на новых территориях Москвы, как «зеленое поле», green field. К нему подводится вся инфраструктура, создается управляющая компания, которая занимается привлечением инвесторов, развитием и размещением инвесторов, снятием административных барьеров, согласованием процедур и так далее. При необходимости создаются разные налоговые и прочие льготы.
— Это проект Москвы, аналогичный федеральному проекту особых экономических зон?
— Да, технополис и технопарк — это формат региональной «особой зоны», можно так сказать, которая имеет региональные преференции и не имеет федеральных, как у ОЭЗ. Например, не имеет таможенных спецтарифов, но на практике это не самый критичный элемент. Он, конечно, важен при сопоставлении условия вхождения, но… Например, «Крокус Наноэлектроника», который пришёл в Москву, изначально планировал стать резидентом ОЭЗ «Зеленоград», а потом выбрал технополис «Москва», при том, что там есть только региональные льготы, то есть в особой зоне лучше. Почему они приняли такое решение? Потому что мы в Москве гораздо быстрее всё запускаем, у нас хороший менеджмент, четко и быстро всё создается. Это к вашему вопросу о третьей площадке особой зоны — у технополиса «Москва» единственная площадка в 30 гектаров, он там очень быстро развивается. Сейчас мы обсуждаем, чтобы дать им в будущем дополнительную площадку под дальнейшее развитие…
— Значит, на московских площадках вы надеетесь работать быстрее и эффективнее, чем это получается у особой зоны?
Особая зона — тоже наша московская площадка, только там более сложная форма управления, совместного с Минэкономразвития. Там тоже определенное решение сейчас обсуждается… Когда будет — скажем, какое.
Читайте также:
ОЭЗ «Зеленоград» к 2013 г.: проблемы резидентов и государственное строительство
О бизнес-инкубаторе «Зеленоград» в интервью с его гендиректором
Перспективы зеленоградского нанотехцентра — реконструкция завода «Протон» и технология 3D TSV сборки микросхем
Зеленоград представил инновационный кластер на выставке SEMICON Japan
Зона инноваций будет создана в Зеленограде
Инновационный территориальный кластер «Зеленоград» одобрен экспертами
«Ситроникс» планирует создать в Зеленограде технологический кластер
Развитие Зеленограда зашло в тупик и продолжится в Троицке
В зеленоградской микроэлектронике растет роль профессионального сообщества
Министерство образования и науки могут перенести в Зеленоград
Татарстан решил сделать свой Зеленоград: «помещичью» деревню превратят в «инновационный кластер»
50-летие зеленоградской микроэлектроники отметят выставкой в музее и молодежными мероприятиями
Источник: Zelenograd.ru