В России и Евросоюзе озаботились вопросом регулирования трудовых отношений человека и робота


Ускорение процессов автоматизации труда неизбежно ведет к тому, что роботы практически повсеместно заменят человека на его рабочем месте.

Из-за перемен, которые сулит нам прогресс, в не столь отдаленном будущем такое явление, как лишние люди, будет актуально как никогда. Перед такими людьми встанет выбор: переквалифицироваться, чтобы устроиться на ту работу, которую даже в будущем не затронет процесс автоматизации, либо постараться понять, как проводить свое свободное время.

В России автоматизацией труда занимается уже большинство компаний. Но пока процесс автоматизации носит вспомогательный характер, то есть нацелен на упрощение трудовой деятельности работника. Однако в не столь отдаленном будущем роботизированные системы и вовсе могут лишить работы людей определенных профессий.

Например, беспилотные летательные аппараты смогут заниматься курьерской деятельностью. Так, АО «Российские космические системы» (РКС), ПАО «Ростелеком» и Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) уже планируют создать совместное предприятие (СП), которое будет осуществлять контроль за полетами беспилотных летательных аппаратов. К этому СП в будущем могут присоединиться и другие компании. Дальше — больше.

Стоит вспомнить об интересе Сбербанка и Yota (ООО «Скартел» — 100%-ная «дочка» ПАО «МегаФон») к беспилотным летательным аппаратам. Сбербанк в этом году впервые осуществил доставку наличных денег при помощи беспилотного летательного аппарата. Специальный дрон перевез груз из кассового центра до инкассаторского автомобиля, преодолев дистанцию в 10 км со скоростью 180 км/ч. При этом в Сбербанке отметили, что будут продолжать испытания по доставке наличных денег посредством дронов, что, очевидно, грозит потерей работы инкассаторам.

Yota тоже рассматривает возможность продолжения эксперимента по доставке дронами SIM-карт, который компания провела в Москве. К тому же в Yota думают провести такой эксперимент не только в Москве, но и в других городах России. «Средняя стоимость доставки SIM-карт с помощью дрона составила 400 рублей. По нашей оценке, открытие одной точки для дронов стоит дешевле, чем открытие одной розничной точки. А доставка с помощью дронов дешевле доставки курьером, которая обходится в Москве в 500 рублей», — ранее отмечал представитель пресс-службы Yota.

В розничной торговле уже задействованы роботы. Например, «умный» робот-консультант пермской компании Promobot (ООО «Промобот»), в которого в конце 2016 года инвестировал Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), работает в одном из петербургских супермаркетов и совмещает развлекательные функции и бизнес-задачи. В частности, у робота есть вычислительный блок, позволяющий обрабатывать большие массивы данных. Еще пример: в новосибирском торгово-развлекательном центре «Мега» магазин брендовой одежды «Синар» арендовал для привлечения новых клиентов и рекламирования новинок робота-промоутера Kiki компании Alfa Robotics. Тот же Сбербанк уже использует для подготовки документов по типовым запросам роботов-юристов и уже, как утверждают близкие к этому банку источники, «оптимизировал» около 15% юристов в корпоративном центре.

Возможность использования роботизированных систем интересна и «Мобильным ТелеСистемам» (МТС). Ранее МТС объявила запрос на изучение информации (RFI) по использованию робота-манипулятора для поиска товаров на складе, а также выдачи оплаченной продукции покупателям. Другая российская компания — «Яндекс», уже опубликовала ролик на YouTube, где показано испытание самоуправляемого такси. Тестирование такого автомобиля «Яндекс» провел на территории промышленной зоны. В 2018 году «Яндекс» планирует начать тестирование беспилотного такси на общественных дорогах.

Наблюдая за такими шагами компаний, российским законодателям следует заранее задуматься о регулировании взаимоотношений человека и роботов, в частности в процессе замены людей роботами на рабочих местах. Ранее в СМИ появилось сообщение о том, что в России планируют отрегулировать правовые вопросы, которые связаны с робототехникой и искусственным интеллектом, ко II кварталу 2019 года. В свою очередь, основатель Grishin Robotics, сооснователь и председатель cовета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин уже разработал концепцию российского законопроекта о робототехнике.

В Евросоюзе тоже озаботились вопросом регулирования взаимоотношений человека и робота. В частности, как сообщала в начале текущего года газета Independent, депутаты Европарламента предупредили европейские страны о том, что те должны серьезно рассмотреть вопрос о введении «безусловного базового дохода» для граждан, с целью подготовиться к масштабной безработице, спровоцированной заменой работников роботами. Российским законодателям в свете грядущей роботизации придется задуматься об аналогичных шагах, поскольку это один из вариантов сохранения стабильности в стране в связи с возможной волной безработицы.

С одной стороны, мысль о том, что большое количество людей могут лишиться работы из-за роботов, вызывает не самые приятные ощущения. С другой стороны, если государство заблаговременно подготовится к таким переменам, выработает определенные инструменты по социальной поддержке людей, лишившихся работы из-за автоматизации, то такому человеку представится возможность больше времени уделять своим хобби и жить более размеренной жизнью. Или же, если человека так и будет тянуть поработать, он сможет переквалифицироваться и устроиться на более интересную работу — например, в компанию, которая создает и производит роботов. Так как спрос на робототехнику будет повышаться, то таким компаниям нужно будет наращивать разработки и увеличивать производство. С началом массовой роботизации труда наверняка появятся новые специальности, предназначенные для человека. В итоге может случиться и так, что в будущем роботы, лишив людей одной работы, за счет развития отрасли робототехники и смежных отраслей помогут людям найти другую. И лишние люди перестанут быть лишними.

Источник: ComNews.ru

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *