Входящий в концерн «Вега» инженерный центр разработал систему защиты от контрафакта на базе NFC-технологии. Считывать информацию о товарах, оснащенных NFC-чипом, сможет любой покупатель, обладающий смартфоном с поддержкой этой технологии.
Инженерно-маркетинговый центр концерна «Вега» (далее ИМЦ) разработал информационную систему аутентификации и идентификации продукции (ИСАИП) на базе технологии NFC, рассказал руководитель проектов ИМЦ Фаррух Азизов. По его словам, основная цель системы состоит в том, чтобы позволить покупателям самим определять подлинность товара, а производителям – бороться с нелегальными производителями контрафакта. Кроме того, систему можно использовать и для контроля логистических операций.
NFC-стандарт (Near Field Communication, «связь в ближнем поле») был совместно разработан компаниями Sony и Philips в начале 2000-х гг. и является одной из разновидностей технологии RFID. NFC позволяет устройствам обмениваться данными на расстоянии около 10 см.
Как заявляют в ИМЦ, их система включает в себя базы данных электронных паспортов товара и логистической информации, интерфейсы работы с системой на стороне производителя и импортеров продукции, интерфейсы ритейлера и средства интеграции с системами автоматизации торговли.
Предполагается, что производитель будет пересылать информацию о продукции в ИМЦ, а центр будет заносить ее в базу данных, хранящуюся в собственном ЦОДе. Часть данных о товаре заносится также на NFC-метку, которой будет оснащаться каждая единица продукции, а для того, чтобы считать ее, необходим специальный сканер или мобильный телефон с NFC-модулем. При считывании NFC-метки пользовательское устройство будет по интернету обращаться к базе данных полной информации о товаре и таким образом проводить верификацию.
Азизов отмечает, что если до сих пор борьба с контрафактом в России полностью ложилась на плечи производителя продукции, то с распространением телефонов, поддерживающих NFC-стандарт, бороться с контрафактом помогут сами покупатели, которые получат возможность на ходу верифицировать товар и отказываться от его покупки, если он окажется подделкой. В ИМЦ ожидают, что это позволит сократить процент контрафактной продукции.
По словам Азизова, ИМЦ уже ведет переговоры по поводу внедрения своей системы с российскими производителями. Наибольшим спросом, по его мнению, она будет пользоваться в отраслях, где уровень контрафакта наиболее высок: например, у производителей стройматериалов, автомобильных запчастей, масел, автокосметики. Применение NFC-верификации может быть также востребовано у производителей одежды, ювелирных изделий, ценных бумаг, таких как сертификаты, лицензии, удостоверения личности, говорит представитель ИМЦ.
Разработкой ИСАИП на базе NFC ИМЦ занялся не случайно. Как пояснил Азизов, в декабре 2010 г. Минпромторг РФ создал межведомственную рабочую группу по внедрению радиочастотных меток для предотвращения оборота контрафактной продукции. «Инициатором этого в министерстве был Департамент радиоэлектронной промышленности. Поскольку деятельность концерна «Вега», а мы являемся его дочерним предприятием, напрямую связана с этим департаментом и радиоэлектроникой, мы занимаемся этим направлением», — говорит он.
Стоит отметить, что для защиты товара от контрафакта и в логистике широкое распространение по всему миру получили RFID-метки, работающие на сверхвысоких частотах. Информация на них доступна для считывания с расстояния нескольких метров. NFC-стандарт чаще всего рассматривается как средство совершения бесконтактных платежей.
Фаррух Азизов связывает это с тем, что раньше на рынке отсутствовали массовые устройства с модулем NFC. С появлением большого числа телефонов, поддерживающих NFC, использование этой технологии для борьбы с контрафактом будет набирать обороты, полагает он.
На текущий момент лишь единичные модели смартфонов поддерживают эту технологию: например, Samsung Nexus S (на нем специалисты ИМЦ тестировали свою систему), Samsung Galaxy S2. Однако в 2011-2012 гг. ожидается рост числа подобных устройств. Так, по прогнозам аналитиков Juniper Research, к 2014 г. каждый пятый смартфон будет оснащен NFC-модулем.
Впрочем, не все эксперты склонны разделять оптимизм разработчиков ИМЦ. Специалисты «Ситроникс Микроэлектроника» придерживаются иного мнения относительно перспектив NFC как средства борьбы с контрафактом. «Особенностью меток для NFC является обязательная постраничная разбивка памяти. В метку зашиваются ссылки, которые считывает телефон и затем транслирует по ним информацию. Получается, что для NFC нужен чип с достаточно большим объемом памяти, не менее 512 Кбайт, что делает сами эти RFID-метки достаточно дорогими – от 20 до 30 центов за штуку», — рассказала Карина Абагян, директор по маркетингу компании.
При этом считать метки можно только с близкого расстояния и по одной за раз, отмечает она. По мнению, Абагян, высокая стоимость, сложность считывания и маленькое функциональное расстояние влекут за собой неэффективность использования NFC для борьбы с контрафактом.
Директор по маркетингу «Ситроникс Микроэлектроника» также подчеркнула, что в логистике и маркировке товаров для защиты от контрафакта используются сверхвысокочастотные RFID-метки, где значительно больше расстояние срабатывания, выше скорость считывания и есть возможность считывать одновременно много меток (товаров). «Объем памяти при этом требуется небольшой, ведь для защиты от подделок требуется минимальный набор информации. Как следствие – цена такой метки не превышает 10 центов», — заключила она.