Система «Антисон». Как компьютерное зрение помогает предотвратить ДТП?

Система «Антисон». Как компьютерное зрение помогает предотвратить ДТП?


Искусственный интеллект и компьютерное зрение — технологии, которые стали прорывом в сфере безопасности дорожного движения. Умные камеры в комплексе с нейросетями с высокой точностью распознают признаки усталости, не дают водителям заснуть и с успехом предотвращают аварии. Одна из самых известных разработок этой категории — система «Антисон», которая с 2019 года применяется на столичном общественном транспорте. Как интеллектуальные устройства помогают снизить аварийность на дорогах и насколько безопасна их эксплуатация?

Усталость как причина аварий

Причиной аварии может стать не только сон, но и любое другое физиологическое состояние, способствующее снижению концентрации внимания. Среди главных факторов, которые негативно влияют на работоспособность водителей, эксперты называют утомление. Длительное движение по трассе или автобану, монотонный ландшафт, однотипные действия, необходимость оценивать дорожную обстановку способствуют накоплению усталости. При утомлении ухудшается зрительное восприятие, увеличивается время реакции. В результате водители совершают ошибки, следствием которых становится ДТП.

Многочисленные исследования доказывают, что каждая пятая авария на дорогах происходит из-за усталости водителей, причем 25% дорожно-транспортных происшествий заканчиваются смертью или серьезными травмами участников. Тревожная статистика стала основой для разработки регламента ЕС, согласно которому все автомобили должны быть оборудованы системами предупреждения водителей о сонливости и снижении концентрации внимания (DDAW). С июля 2022 года правила начали действовать в отношении новых типов транспортных средств, а с 2024 года производители будут обязаны комплектовать устройствами все без исключения автомобили.

В России проблема стоит не менее остро. Руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников отмечает, что 85% дорожно-транспортных аварий на дорогах страны происходит из-за человеческого фактора. Анализ аварий с участием автобусов показал, что подавляющее большинство опасных ситуаций возникает из-за переутомления водителей. Исправить ситуацию планируется с помощью новых законодательных инициатив, которые в настоящее время находятся на обсуждении в Государственной думе.

Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» парламентарии рассмотрят, как ожидается, уже до конца 2022 года. Если изменения одобрят, то в дополнение к тахографам на все пассажирские автобусы, такси и грузовой транспорт максимальной массой до 3,5 тонны будут устанавливаться системы мониторинга состояния водителей. Подход вполне оправдан — если тахографы автоматически регистрируют скорость и контролируют выполнение норм труда и отдыха, то интеллектуальные устройства оценивают психофизиологическое состояние конкретного человека и подают сигнал при появлении первых признаков усталости или засыпания. Авторы поправок уверены, что такой подход позволит предотвращать аварии и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.

 

Принципы работы системы мониторинга

Эффективность систем мониторинга подтверждает опыт внедрения системы «Антисон», которая установлена на общественном транспорте столицы и применяется на предприятиях нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Разработчик устройства — российская IT-компания «КСОР Групп». Первые пилотные проекты по испытанию системы мониторинга стартовали в 2018 году в Москве, а сегодня «Антисон» установлен на всех столичных автобусах, трамваях, троллейбусах и электробусах. По статистике ГУП «Мосгортранс», в 2020 году количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта в городе снизилось на 26%, а в 2021 году — еще на 7,5%.

Устройство «Антисон» — это бесконтактная интеллектуальная система, в основе которой лежат технологии искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Решение включает три составляющих:

  • Оборудование для монтажа в кабине.
  • Программное обеспечение — многослойные самообучающиеся нейросети.
  • Центр мониторинга, в задачу которого входит обработка и анализ данных.

Для водителей «Антисон» внешне похож на видеорегистратор. За мониторинг состояния отвечает компактная камера, закрепленная на приборной панели транспортного средства. Дополнительно в кабине устанавливают компактный дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией, задача которого — предупредить водителя о потенциально опасной ситуации. В скрытой части автомобиля находится центральный блок, где хранится информация, журналы событий и архивные данные.

Устройства «Антисон» начинают работать одновременно с запуском двигателя. Камера определяет лицо водителя по более чем 60 точкам, что позволяет вести глубокий анализ мимики и выявлять не только засыпание, но и неявные признаки утомления и снижения концентрации внимания. Система способна отслеживать засыпание, отвлечение внимания, разговоры по телефону, курение и даже непристегнутый ремень безопасности.

Нейросеть обрабатывает видеопоток и обнаруживает потенциально опасные события. ИНС обучается на сформированном и размеченном Dataset, который по объемам данных значительно опережает аналоги. За годы практической работы специалистам компании «КСОР» удалось собрать массив, включающий несколько миллионов событий и сотни часов видео, причем информация продолжает поступать ежедневно. Нейронная сеть постоянно дообучается в процессе эксплуатации системы, поэтому после внедрения системы «Антисон» на предприятии устройство в скором времени уже может отслеживать признаки усталости с учетом мимики конкретного водителя.

Время реакции системы на опасность настраивается индивидуально не превышает двух секунд. Когда «Антисон» выявляет тревожные признаки, водитель получает сигнал-предупреждение, а информация об инциденте поступает в центр мониторинга. Оператор оценивает ситуацию по утвержденному регламенту, а затем подтверждает или отклоняет событие. Такой подход позволяет исключить погрешность и дает максимальную точность распознавания событий. Сегодня количество ложных срабатываний устройства «Антисон» составляет менее одного процента — абсолютный рекорд среди аналогичных систем.

 

Комплексный сервис

Система мониторинга состояния водителей «Антисон» — единственное в России решение в формате Safety as a service (англ. «Безопасность как услуга»). Компания «КСОР» берет на себя весь комплекс работ по сопровождению системы:

  • разрабатывает программное обеспечение;
  • выполняет монтаж и техническое обслуживание;
  • ведет круглосуточный мониторинг работоспособности оборудования;
  • диагностирует и ремонтирует устройства;
  • собирает релевантную статистику событий и формирует аналитические отчеты.

Устройство «Антисон» универсально и подходит для установки на любые типы транспортных средств, а аналитика может использоваться для повышения безопасности труда в энергетической, нефтегазовой и других отраслях, где требуется высокая концентрация внимания. Эффективность системы подтверждает опыт целого ряда клиентов, в том числе «Мосгортранса», где система работает с 2019 года. Также стоит упомянуть опыт одного из крупных горнодобывающих предприятий, которое применяет «Антисон» на карьерных самосвалах и корпоративном грузовом транспорте. Компания изучила статистику по разным филиалам и выявила, на какое время суток приходится максимум опасных ситуаций. На основе полученной информации руководство скорректировало режим труда и отдыха в отдельных подразделениях, и в результате количество тревожных инцидентов снизилось уже в первые месяцы после внедрения системы.

 

Аналитика и мониторинг оборудования

Благодаря системе безопасности «Антисон» только за 2021 год удалось предотвратить более 280 000 дорожно-транспортных происшествий с автопарком заказчиков «КСОР». Статистика свидетельствует, что уже через несколько месяцев после внедрения решения количество аварий по причине человеческого фактора в среднем сокращается на 85%. «Антисон» не только предотвращает ДТП, но и повышает культуру вождения: уменьшается число опасных инцидентов, водители становятся более внимательными и начинают ответственно относиться к своему здоровью.Система «Антисон». Как компьютерное зрение помогает предотвратить ДТП?

Сейчас сводные аналитические данные собираются с более чем двенадцати тысяч устройств «Антисон», которые в режиме 24/7 работают на транспорте предприятий, расположенных в разных регионах России. Число транспортных средств, оснащенных системой «Антисон», постоянно растет. Сотрудники ситуационного центра в режиме реального времени ведут мониторинг работоспособности оборудования и при выходе системы из строя могут ликвидировать неисправность в удаленном режиме, в том числе перезагрузить устройство, обновить прошивку. При необходимости замены отдельных элементов на место выезжает бригада инженеров.

 

Безопасность систем мониторинга

Систему мониторинга состояния водителей «Антисон» массово применяют в Москве. Внедрению предшествовало несколько лет пилотных испытаний устройств, которые разрабатывались с полным соблюдением норм гигиенической и светобиологической безопасности. Ключевые партнеры компании «КСОР» — «Московский метрополитен» и «Мосгортранс». Эти организации находятся под контролем Департамента развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы.

Устройства мониторинга появились в столичных автобусах в 2019 году, но не все сотрудники автопарков встретили нововведения с восторгом. Сразу после начала эксплуатации системы несколько водителей заявили о якобы вредном воздействии ИК-детекторов камер. В ответ «КСОР Групп» организовала ряд независимых экспертиз, в ходе которых специалисты авторитетных лабораторий протестировали устройство «Антисон» и подтвердили его полную безопасность. В частности, испытания проводились в Государственном оптическом институте им. С. И. Вавилова, где эксперты проверяли возможное влияние светодиодов камеры на глаза человека и сделали вывод, что интенсивность ИК-излучения не превышает допустимых значений.

В Центре гигиены и эпидемиологии г. Москвы также измерили уровень лазерного и теплового излучения системы «Антисон» и не обнаружили отклонений от нормы. В 2022 году безопасность устройств подтвердил Роспотребнадзор. После анализа результатов нескольких независимых экспертиз ведомство выпустило пресс-релиз, в котором сообщило, что система мониторинга состояния водителей «Антисон» соответствует СанПин, что поставило окончательную точку в спорах.

По мнению разработчиков, сначала водители восприняли систему как инструмент избыточного контроля со стороны руководства, а потому отнеслись к ней настороженно. Между тем, «Антисон» — прибор, снижающий риск аварий, и предназначен прежде всего для повышения безопасности дорожного движения. Как показал опыт, водители начинают ценить умных ассистентов уже после первого серьезного инцидента. В практике «КСОР» бывали случаи, когда система будила людей за несколько секунд до ДТП. Как только водитель осознавал, что интеллектуальный помощник только что сохранил ему жизнь и здоровье, восприятие резко менялось в лучшую сторону.

В компаниях часто используют устройство «Антисон» как инструмент мотивации и материально поощряют водителей, которые не нарушают правила и не отвлекаются от дорожной обстановки. Такой подход уже доказал свою эффективность — снижается количество опасных инцидентов, растет культура вождения. Задача систем мониторинга заключается в том, чтобы контролировать состояние водителей в тех случаях, когда они сами не замечают своего утомления.

 

Ближайшие перспективы

В компании «КСОР» считают, что изменение законодательства даст новый импульс развитию систем мониторинга водителей. Помимо изменений в закон «О безопасности дорожного движения», в Государственной думе обсуждают инициативы, направленные на регулирование деятельности такси. В случае их одобрения у таксопарков появится обязанность оборудовать автомобили системами контроля усталости водителей. Принятие подобного закона давно назрело, так как с развитием агрегаторов масса автовладельцев получила возможность зарабатывать на частном извозе. Пока сервисы могут предложить пассажирам лишь определенный класс автомобиля, но не могут гарантировать безопасность поездок.

Авторы законопроектов полагают, что массовая установка систем мониторинга положительно повлияет на статистику аварийности. Когда у перевозчиков появится возможность отслеживать состояние водителей и оповещать их об опасных ситуациях, снизится травматизм и количество смертельных ДТП, возрастет сохранность автопарков. Аналитика систем мониторинга водителей поможет транспортным компаниям гибко регулировать режим труда и отдыха, составлять оптимальный график работы. Все это в итоге повысит прибыльность бизнеса. В России ежегодный социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий достигает 1,78 трлн рублей. Эксперты уверены, что установка систем мониторинга поможет уменьшить потери, как минимум, на 350 млрд рублей в год.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *