Российский рынок электосамокатов находится на взлёте. Об этом свидетельствуют цифры и факты, опубликованные по результатам аналитического доклада консалтинговой группы компаний Б1.
Электросамокат – это быстро и очень просто: всего пара нажатий на смартфоне и поехали… Подобным образом сегодня рассуждают огромное количество горожан, пользующихся услугами проката самокатов на электроприводе, ведь это очень удобно. Например, можно взять в аренду самокат и быстро доехать до ближайшей станции метро, когда утром опаздываешь в ВУЗ или на работу, без проблем и максимально оперативно добраться до супермаркета, совершить прогулку по парку. Поистине электросамокат последние годы в российских городах превратился глобальный тренд, который занял прочные позиции и не собирается их сдавать.
Кикшеринг России в цифрах
Многие кикшеринговые компании, подведя итоги 2023 года, заявляют сообщают о взрывном росте популярности краткосрочной аренды электросамокатов в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде других крупных российских городов. В прошлом году повторилась тенденция, наметившаяся в 2020-2022 г., которая проявляется в виде новых рекордов. И по оценкам исследователей отечественного рынка средств индивидуальной мобильности (СИМ), в этом году эта тенденция сохраниться. Более того, прогнозируется, что в ближайшие четыре года отечественный рынок проката самокатов с электрическими двигателями вырастет в семь раз! Эту информацию распространили «Ведомости» со ссылкой на результаты анализа рынка, проведённого известной консалтинговой группой компаний Б1.Прогнозируется, что рост будет происходить ввиду резкого увеличения плотности покрытия крупных городов, роста количества поездок, развития соответствующей инфраструктуры, расширения сети сервисов проката и охват их услугами новых населённых пунктов. В отчёте Б1 говорится, что рост выручки участников рынка в 2025-2026 г. будет неуклонно расти примерно на 60% в год и достигнет 96 млрд. руб.Такая позитивная динамика объясняется увеличением числа активных пользователей, которые в 2021 г. составляли 10 млн. человек, в 2024 эта цифра ожидается на уровне более 28 млн., а в 2026 – она достигнет 34 млн. Причём поездки на электросамокатах будут совершаться чаще. Если в 2021-2022 г. активным пользователем за год совершалось в среднем 5,5 поездок, то в 2024 г. он совершит уже 13,6 поездок, а к 2026 году эта цифра вырастет до 16,3.
По результатам анализа, проведённого аналитиками Б1, сегодня темпы роста отечественного рынка опережают мировые показатели в четыре раза. Специалисты связывают рост с недостаточной изначальной основой для развития, а также с запоздалым почти на два с лишним года взлётом спроса на эту услугу у нас в стране.
Основные тенденции развития
Как показывает статистика, пользователи постепенно отказываются от длительных прогулочных поездок на самокатах и переходят к коротким, сугубо транспортным. При этом стоимость проката операторами кикшеринга не увеличивается из-за высокой конкуренции и стремительного развития системы подписок. Ещё одним показателем растущего рынка проката самокатов в России является увеличение количества компаний, оказывающих кикшеринговые услуги и расширение их географического охвата. Сегодня на отечественном рынке аренды электросамокатов лидирующие позиции занимают такие сервисы, как Whoosh, Яндекс Go, Карусель, Ecoway, URent, Lite.
Купить электросамокат это не альтернатива аренды – покупают как правило профессиональыне пользователи, курьеры или другие разъездные работники.
Готова ли Россия к таким кардинальным переменам в сфере индивидуальной мобильности? Ответ однозначный – нет. Доказательством этому является запоздалая, но всё же принятая дорожная карта развития, которую подготовил Минтранс РФ. В ней большое внимание уделено развитию инфраструктуре для самокатов в 2024 году и интеграции её в транспортные системы городов. В пример приведена Германия, где только протяжённость специализированных дорожек для самокатов составляет 83 тыс. км, что в 17 раз больше, чем в РФ.
Справедливости ради важно отметить, что в средствах массовой информации время от времени появляются материалы о необходимости запретить прокат электросамокатов, как это сделано, например, в Париже. Весьма простое, кардинальное, но весьма спорное предложение. Аргументы его сторонников сводятся к повальному нарушению правил ограничения скорости, большому количеству ДТП, угрозы пешеходам на тротуарах, безнаказанности и т.д. Но это уже совсем другая история, которая, судя по всему, в России не будет реализована. Ведь идти против прогресса нет никакого смысла.