Инфраструктура государственной системы реагирования на аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» будет развернута и введена в эксплуатацию во всех регионах России в конце 2013 – начале 2014 гг. Вопрос, что делать с этой инфраструктурой дальше – ограничиться предоставлением базового сервиса связи с экстренными службами или развивать дополнительные услуги, – вызывает серьезные дебаты участников рынка.
В середине 2000-х в Европе активно обсуждалось создание платформы экстренного реагирования при авариях eCall Implementation Platform. Всем государствам Евросоюза было предложено поддержать инициативу Еврокомиссии по развертыванию системы на дорогах Европы. Она должна была автоматически определять координаты ДТП по спутнику GPS (а в перспективе – европейской системы GALILEO) и передавать их спасателям. Это должно было значительно сократить время прибытия экстренных служб на место аварии и спасти большее количество жизней.
Первые идеологи
В 2008 г. состоялась первая международная конференция по созданию eCall. В качестве наблюдателя на нее приехал директор Ассоциации «Интеллектуальные транспортные системы России» («ИТС-Россия») Владимир Крючков. Познакомившись с представителями Еврокомиссии, возглавившими работу по развертыванию системы eCall в Европе, Крючков договорился об участии в ряде рабочих групп российских специалистов. А вернувшись в Россию, предложил создать аналогичную систему и в нашей стране.
«Мы обсудили перспективы формирования российского рынка eCall с использованием уникальных конкурентных преимуществ отечественной космической группировки (ГЛОНАСС – прим. ред.) с генеральным директором Российского научно-исследовательского института космического приборостроения (РНИИ КП), генеральным конструктором ГЛОНАСС Юрием Урличичем, исполнительным директором ассоциации «ГЛОНАССГНСС Форум» Владимиром Климовым и генеральным директором компании «М2М Телематика» Александром Гурко, – рассказывает Крючков. – Я предложил назвать российский проект «ЭРА-ГЛОНАСС» – «Экстренное реагирование при аварии с использованием ГЛОНАСС». Впоследствии это название было утверждено в качестве официального для действующей сегодня федеральной целевой программы».
«Перед нами как раз стояла задача найти массовые системообразующие проекты для коммерциализации навигационной системы ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии, – вспоминает Александр Гурко, сейчас – президент НП «ГЛОНАСС», являющегося федеральным сетевым оператором «ЭРА-ГЛОНАСС». – После проведения анализа стало понятно, что на ближайшие годы основным приоритетным рынком для технологий на основе ГЛОНАСС может стать только автомобильный рынок».
Наиболее массовый и потому прибыльный рынок – это «носимые навигационные устройства», в первую очередь смартфоны. По мнению Гурко, он технологически недоступен для российских компаний. А автомобильная отрасль, пусть и не такая массовая, зато предъявляет особые эксплуатационные требования и, главное, более жесткие требования по надежности (в том числе надежности услуги местоопределения) и менее жесткие по себестоимости, размерам и энергопотреблению изделий.
Александр Гурко, президент НП «ГЛОНАСС»: Перед нами стояла задача найти массовые проекты для коммерциализации ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии
«К тому же российский автомобильный рынок занимает лидирующие позиции в Европе. Поэтому была возможность через техническое регулирование, которое здесь в интересах обеспечения безопасности на транспорте осуществляют все государства, на него воздействовать», – добавляет он.
Шефство над системой взял Юрий Урличич. В 2009 г. он представил проект президентской комиссии по модернизации под руководством Дмитрия Медведева.
Комиссия одобрила создание государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и утвердила план работ. Финансирование решено было выделить через Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Общая сумма запланированных средств составила 3,9 млрд руб. Роскосмос предложил поручить создание системы федеральному сетевому оператору в сфере навигационной деятельности «Навигационно-информационные системы» (НИС) – компании, созданной РНИИ КП и предприятиями, входящими в АФК «Система», – РТИ и «Ситроникс». В октябре 2009 г. Александр Гурко возглавил НИС, а в мае 2010 г. по решению правительства НИС стала единственным исполнителем госконтракта на создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Создатели
Работы по созданию «ЭРА-ГЛОНАСС» стартовали тогда же – в мае 2010 г., после того как государство выделило финансирование. В первый год за 180 млн руб. было проведено эскизное проектирование системы. В 2011 г. – техно-рабочее проектирование, а также ряд пилотных проектов – в Ленинградской, Курской и Московской областях. Бюджетные расходы в 2011 г. составили 1,2 млрд руб.
В конце 2011 г. в правительстве сменился куратор системы ГЛОНАСС. Вместо Сергея Иванова им стал назначенный вице-премьером Владислав Сурков (сейчас развитие системы курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин). Он поставил задачу привлечь в ГЛОНАСС дополнительные инвестиции. Для проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» это обернулось сменой госзаказчика и оператора.
Вместо Роскосмоса финансировать проект было поручено Минтрансу. А НИС лишилась статуса федерального оператора – им стало специально созданное некоммерческое партнерство (НП) «ГЛОНАСС». Учредителями партнерства выступили сотовые операторы «большой тройки», «Ростелеком», «Сумма-Телеком», «Яндекс», НИС и Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум». В 2013 г. к ним присоединились компании «Транзас» и «Цезарь Сателлит».
Инфографика: нажмите, чтобы увеличить. Источник: CNews, 2013
Наличие множества учредителей в НП значительно усложнило процесс принятия решений (неминуемые противоречия возникали, к примеру, между МТС, «МегаФоном», «ВымпелКомом» и «Ростелекомом» при выборе площадок для размещения оборудования). Зато были сняты все вопросы прозрачности.
«Учредители представлены во всех управляющих органах НП и комитетах. Есть процедуры утверждения проектов, бюджетов, подрядчиков, крупных сделок. Есть тендерный комитет, куда входят все представители партнеров. Все довольно жестко регламентировано, – рассказывает Александр Гурко. – С одной стороны, управление проектом усложнилось, т.к. все вопросы принимаются коллегиально. С другой – эта структура гарантирует защиту интересов участников рынка и прозрачность всех процедур».
В состав системы «ЭРА-ГЛОНАСС» входит инфраструктура виртуального оператора MVNO (НП «ГЛОНАСС» имеет лицензии, необходимые оператору связи. – Прим. ред.), которая будет подключена ко всем операторам для обеспечения максимально достижимой надежности передачи экстренного вызова. «С точки зрения правительства такая организация работы (через инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС») позволяет избежать конфликта интересов между участниками рынка и его монополизации», – добавляет Гурко.
Кроме того, в НП «ГЛОНАСС» при участии основных игроков рынка формируется нормативная база и бизнес-модель функционирования системы, требования к ее инфраструктуре, в первую очередь к навигационно-информационной платформе, абонентским терминалам. «Эта работа была проделана с участием представителей мирового автопрома, – говорит президент НП. – Была создана рабочая группа под руководством Бу Андерссона, президента ГАЗа и бывшего вице-президента GM. В нее вошли представители ассоциаций автомобильного бизнеса, а также компаний Mercedes, BMW, Volkswagen, «АвтоВАЗ» и других. В ходе этой работы при участии Минпромторга были согласованы технические требования к системе и терминалам «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Непростые переговоры», по словам Александра Гурко, были проведены с автопроизводителями и в части сроков обязательного внедрения системы. Правительство настаивало на более жестких сроках, автомобильные концерны предлагали сдвинуть их. В итоге был найден компромисс, который был закреплен 30 января 2013 г. в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
С 1 января 2015 г. все транспортные средства в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны будут оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой «ЭРА-ГЛОНАСС». С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. – на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.
При этом инфраструктура системы должна быть создана раньше. В опытную эксплуатацию проект планируется сдать в 2013 г., а в 2014-м система будет введена в промышленную эксплуатацию. На развертывание «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех регионах России в 2012–2013 гг. государство выделило около 2,5 млрд руб.
«Скорость развития событий и процедуры принятия решений в России существенно превзошли европейские, – считает Владимир Крючков. – На нынешнем этапе мы объективно опережаем наших европейских коллег на 3 года по графику ввода системы в эксплуатацию на российском рынке. При этом стандарты и технические регламенты «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизированы с европейскими, и пользователи, как в России, так и в Евросоюзе, имеют возможность получать одинаковый уровень сервиса».
Архитектура системы
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует следующим образом. На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал (на производственном конвейере или в сертифицированном сервисном центре). При попадании автомобиля в ДТП этот терминал, используя сигналы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS, автоматически определяет местоположение аварийного транспортного средства и в режиме приоритизации вызова автоматически передает по каналам мобильной связи в ближайший узел системы «ЭРА-ГЛОНАСС» информацию о точных координатах, времени и тяжести ДТП. Вызовы проверяются на ложное срабатывание в фильтрующем контакт-центре «ЭРА-ГЛОНАСС», и прошедшие проверку поступают в экстренные оперативные службы (в перспективе – в «Систему-112») для начала процесса реагирования. В автомобиле также будет размещена специальная кнопка для связи с оператором «ЭРА-ГЛОНАСС», с помощью которой водитель или пассажиры могут обратиться за помощью в случае других нештатных ситуаций на дороге, угрожающих жизни или здоровью.
Услуга «ЭРА-ГЛОНАСС» предоставляется гражданам бесплатно на все время эксплуатации автомобиля с установленным и исправным терминалом (у терминала предусмотрен режим самотестирования, также его исправность будет проверяться в ходе каждого технического осмотра автомобиля).
«Поставщиков терминалов автопроизводители выбирают самостоятельно. Это может быть Continental, Bosh, Harman, Itelma или другие производители. Главное, чтобы выбранный терминал соответствовал установленным требованиям системы «ЭРА-ГЛОНАСС», – говорит Александр Гурко. Терминал, в частности, помимо экстренного вызова, должен обеспечивать двухстороннюю голосовую связь, запись информации с датчика ускорения автомобиля.
Технологическая инфраструктура, создаваемая в каждом регионе России в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», является однотипной. В ЦОДах операторов связи (МТС, «МегаФона», «ВымпелКома», «Ростелекома») размещаются узлы системы, которые отвечают за прием информации из автомобиля и стыковку с «Системой-112» (или с едиными диспетчерскими службами в тех субъектах РФ, в которых «Система-112» еще не запущена в промышленную эксплуатацию). В 2013 г. развертывание системы обеспечивают компании «Техносерв» и «Энвижн». Сотовые компании предоставляют телекоммуникационные каналы.
Обработка данных осуществляется в навигационно-информационной платформе. Ее по заказу НП «ГЛОНАСС» разработала компания Luxoft. Эта же система формирует карточку вызова и передает ее в «Систему-112» по региональному принципу, а также обеспечивает взаимодействие оператора фильтрующего контакт-центра с пострадавшим.
Роль фильтрующих контакт-центров – а их планируется создать на всю территорию страны три – заключается в первичной обработке данных с места ДТП или другой нештатной ситуации, в том числе отсев ложных вызовов. «В экстренные службы передаются только вызовы, требующие действий экстренных служб, – объясняет Александр Гурко. – Важно отработать этот алгоритм отбора, т.к. по данным экспериментов, проведенных в рамках проекта eCall, до 80% вызовов оказываются ложными. Это близко к статистике охранно-поисковых компаний, где «ложные вызовы» составляют 90% и более». ПО для фильтрующих контакт-центров также создает компания Luxoft.
Помимо навигационных узлов системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в субъектах РФ создаются межрегиональные и два федеральных узла (основной и резервный). «Архитектура устроена таким образом, чтобы обеспечить стыковку на уровне региона с «Системой-112», обработку информации на межрегиональном и резервирование на федеральном уровне. Такое техническое решение необходимо для обеспечения надежности функционирования системы», – говорит Гурко.
Сервисное будущее
Общий объем расходов на создание «ЭРА-ГЛОНАСС» составит за 2010–2013 гг. около 3,9 млрд руб. Но на этом финансирование системы не закончится. С 2014 г. ее нужно будет эксплуатировать и, соответственно, расходовать на это средства. По словам Александра Гурко, в правительстве обсуждается модель снижения нагрузки на бюджет, например за счет использования возможностей созданной инфраструктуры для оказания дополнительных сервисов, в том числе на коммерческой основе.
«Один из вариантов предусматривает привлечение партнера или партнеров, которые возьмут на себя некоторые или все эксплуатационные затраты в обмен на возможность использования созданной государством инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» для предоставления собственных услуг», – говорит Александр Гурко.
Дополнительные сервисы на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» могут оказываться в интересах разных категорий потребителей, рассказывает Гурко: «Например, государство может использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» для обеспечения работы создаваемой сейчас системы возмещения ущерба от большегрузных автомобилей. Именно они наносят максимальный ущерб дорогам, и работа системы призвана создать справедливую основу для расчета величины конкретной компенсации этого ущерба – собранные средства поступят в дорожные фонды».
«Это новый большой российский проект, который сейчас только начинается, – добавляет президент НП «ГЛОНАСС». – Сроки сжатые – начало функционирования на всех федеральных трассах уже в 2015 г. Учитывая это, с целью экономии средств на инвестиции, эксплуатацию и бортовое оборудование для приема и передачи информации о движении большегрузов, целесообразно использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС». Это система уже фактически создана и действует на всех дорогах страны. Кроме того, использование схемы MVNO обеспечивает максимальное покрытие, т.е. повышается надежность передачи данных».
Сегодня, по словам Гурко, все аналогичные системы в мире строятся с использованием спутниковой навигации. Причем системы, которые сейчас внедрены и внедряются в Евросоюзе, согласно рекомендациям, могут быть распространены и на все платные трассы, и на все автомобили. Таким образом, создаются технологические возможности взимания транспортного налога по справедливому принципу – «плати в зависимости от того, где, сколько и когда ты ездишь».
Готовая инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС», как считает Гурко, может использоваться регионами и муниципалитетами в режиме 365/24 для контроля выполнения лицензионных соглашений пассажирскими перевозчиками, работы регионального и муниципального транспорта, транспорта ЖКХ, а также повышения эффективности работы машин скорой помощи, обеспечения безопасности работы школьных автобусов, решения других транспортных задач.
Вторая и самая массовая аудитория пользователей дополнительных сервисов – это автовладельцы. Например, желающие воспользоваться услугами страховой телематики по принципу «плати как ездишь». «Если человек использует автомобиль только по выходным, то справедливый страховой тариф по ОСАГО для него должен быть ниже, – рассуждает президент НП «ГЛОНАСС». – Наша система может собирать и удостоверять эту информацию для страховой компании. Или в случае согласия собственника автомобиля система может отслеживать и передавать в страховую компанию информацию о стиле вождения, времени и месте поездок. В обмен на это собственник автомобиля может рассчитывать на индивидуальный страховой тариф КАСКО – по мировой статистике, скидка может достигать 40–50%».
«Мы исходим из того, что автопроизводители не будут устанавливать на автомобиле несколько связных модемов и несколько навигационных приемников: для экстренных вызовов, для страховой телематики, для платных дорог, для транспортного налога. Это дорого, повышает стоимость автомобиля, а на рынке жесткая конкуренция», – говорит Гурко.
Проще и дешевле использовать универсальное оборудование с поддержкой тех функций, которые необходимы данному транспортному средству по техническим регламентам (eCall, «ЭРА-ГЛОНАСС»), плюс тех, что выбраны собственником (страхование, охранно-поисковые и информационные сервисы). Т.е. в оборудовании должен быть обязательный набор требований, связанный с «ЭРА-ГЛОНАСС», и должен быть набор опций, который сам автопроизводитель или покупатель может выбрать.
«Формируется новый рынок – информационных услуг, связанных с эксплуатацией автомобиля. Каждый автомобиль становится connected: поддерживает выход в интернет, управление голосом, – рассуждает Гурко. – В основе каждого такого устройства лежит в том числе блок, который обязан быть на борту с точки зрения технического регулирования в каждой стране. В случае России это блок «ЭРА-ГЛОНАСС».
Таким образом, государственная политика по созданию подобных крупных систем безопасности и стимулированию роста вокруг них экосистемы востребованных потребителями услуг позволяет ускорить и развитие технологий автомобильной телематики в целом, считают в НП «ГЛОНАСС».
«Это новый рынок и для сотовых операторов, – добавляет Гурко. – Ведь, по сути, каждый автомобиль становится абонентом. Это новый рынок для сервис-провайдеров – можно оказывать дополнительные сервисы помощи на дорогах, охранно-поисковые услуги. У контент-провайдеров появляется возможность размещать рекламу исходя из положения автомобиля – «за поворотом магазин, на следующем перекрестке ресторан» и т.д. Меняется облик автомобиля, а вместе с ним и облик сервисов на основе авто. Для развития этих сервисов в России мы считаем правильным использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС».
Спорный вопрос
Желание НП «ГЛОНАСС» использовать систему реагирования для оказания дополнительных услуг вызывает беспокойство среди участников рынка. «Мы считаем, что инфраструктура проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» должна использоваться исключительно в интересах оказания базовой бесплатной для населения услуги – передачи и первичной обработки экстренного сигнала при аварии в службы экстренного реагирования. Именно на эти цели в настоящее время государство выделяет денежные средства», – заявил Александр Куканов, директор по работе с госсектором и стратегическим проектам «ВымпелКома» (бренд «Билайн»).
Развивать дополнительные коммерческие услуги, по его мнению, должны коммерческие организации – телематические сервис-провайдеры и операторы связи. «Вся необходимая для оказания таких услуг инфраструктура (сетевая и програмно-аппаратная) имеется в распоряжении тандема, состоящего из оператора связи и телематического сервис-провайдера. И тандемы эти формируются сегодня в условиях свободной конкуренции, – говорит Куканов. – Операторы борются между собой за сотрудничество с сервис-провайдерами, сервис-провайдеры между собой за конечных клиентов, изобретаются и внедряются новые технические решения и бизнес-модели, направленные на удешевление сервиса для конечного потребителя и повышение проникновения данных услуг в базу потенциальных пользователей. Рынок растет и довольно динамично развивается самостоятельно».
Важно, чтобы инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» не превратилась в своего рода аналог «РЖД», когда эксплуатировать железную дорогу может либо одна, либо несколько аффилированных компаний, вторит Игорь Хереш, директор по развитию ГК «Цезарь Сателлит».
По мнению представителя МТС Дмитрия Солодовникова, принять решение об использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для создания на ее базе дополнительных сервисов можно будет только после ее запуска и с учетом позиций всех членов НП ГЛОНАСС».
По словам Владимира Крючкова из «ИТС-Россия», технические требования к оборудованию «ЭРА-ГЛОНАСС» включают в себя возможность достраивать к базовому блоку дополнительные модули, «как в конструкторе LEGO». «Таких сервисов в различной конфигурации насчитывается более 20. А с учетом гармонизации стандартов eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» дополнительные услуги на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» можно предлагать и пользователям из Европы. Кроме того, автопроизводители, которые будут оснащать новые автомобили терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», могут продавать их не только на российском рынке, но и на других рынках сбыта, ведь зона покрытия ГЛОНАСС сегодня позволяет мониторить автомобили в любой точке мира, – рассуждает он. – Так что российская программа «ЭРА-ГЛОНАСС» и дополнительные сервисы на ее основе могут продвигаться на мировом рынке, создавая добавленные ценности для потребителей разных стран».
Но модель создания супер-монополиста за счет средств из федерального бюджета и денег граждан, оплачивающих дополнительные услуги в один карман и не имеющих другой альтернативы, сама по себе нежизнеспособна, добавляет Крючков. По его мнению, «нужна добросовестная конкуренция, прозрачная среда для ведения бизнеса, которая позволит пользователю выбирать наиболее профессиональных операторов, предоставляющих качественные и оптимальные по стоимости дополнительной услуги с учетом своих самых разных потребностей».
«Масштабы российского рынка навигационных и мониторинговых услуг таковы, что ни одна компания не в состоянии проглотить этот объем в одиночку», – замечает директор «ИТС-Россия».
Впрочем, Александр Гурко уверяет, что также не заинтересован в монополизации этого рынка, и в планах НП «ГЛОНАСС» создание «супер-монополиста» не значится.
Сим-карта на двоих
Один из главных технических вопросов, который предстоит решить участникам нового рынка, заключается в том, чья сим-карта должна стоять на борту автомобиля и сколько в ней будет профилей – либо только «ЭРА-ГЛОНАСС», либо еще и профиль сотового оператора (возможно, нескольких операторов).
Многопрофильное решение разрабатывается, например, в «М2М Альянсе» (объединяет ряд операторов, в том числе и «Вымпел-Ком»). Такая сим-карта при попадании в зону действия сети другого оператора должна распознавать новую сеть и автоматически менять профиль на профиль «домашнего» оператора. При этом у абонента появляется возможность устанавливать собственные правила, при которых будет происходить автоматическое обновление профиля. Например, можно установить продолжительность времени нахождения в гостевой сети не более 42 часов, по истечению которого автоматически будет «залит» профиль местного оператора и т.д.
При использовании многопрофильных сим-карт в автомобильном терминале с поддержкой системы реагирования профиль виртуального оператора «ЭРА-ГЛОНАСС» должен активироваться в случае ДТП. В штатном же режиме работы для получения сервисов должен использоваться профиль коммерческого оператора связи, предоставляющего, например, услугу доступа в интернет или совместно с сервис-провайдером дополнительные услуги.
Пока такие решения на рынке отсутствуют, хотя и активно обсуждаются. «МТС выступила инициатором создания многопрофильных сим-карт для навигационных систем, – говорит Дмитрий Солодовников. – На наш взгляд, на первом этапе с запуском системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на сим-картах операторов необходимо задействовать несколько профилей. Первый – предустановленный профиль для оказания основной услуги экстренного реагирования, остальные – перезаписываемые профили для оказания дополнительных коммерческих услуг по согласованной со всеми сторонами бизнес-модели».
В «ВымпелКоме» согласны с этой моделью. «При таком варианте реализации коммерческий рынок добавленных услуг, который начал формироваться относительно недавно, продолжит свое эволюционное развитие в условиях конкурентной борьбы, сохранив возможность выхода на него всем желающим, в том числе и очень небольшим компаниям, которые появились в нашей стране в довольно большом количестве», – говорит Александр Куканов.
Поддерживают многопрофильность и сервис-провайдеры, говорит Игорь Хереш из ГК «Цезарь Сателлит»: «чем больше профилей на сим-карте, тем большее покрытие наших услуг мы сможем предложить клиентам».
«Ни один оператор не обеспечивает 100%-ное покрытие, – объясняет он. – Условно говоря, если машина с сим-картой «МегаФона», подключенная к сервису «Цезарь Сателлит», приедет в город, где у «МегаФона» плохо работает сеть, то мы не сможем гарантировать владельцу машины ее защиту. Но если сим-карта в машине многопрофильная, то сигнал будет передаваться по той сети, сигнал которой сильнее».
Но если в качестве транспортной среды для дополнительных услуг использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» (а точнее, MVNO-оператора, которым сейчас выступает НП «ГЛОНАСС»), то придется также использовать и его програмно-аппаратные платформы. Это, как считает Куканов, несет «угрозы монополизации данного рынка, а также повлечет за собой дополнительные издержки для сервис-провайдеров и операторов связи, что явно приведет к удорожанию услуг для конечного потребителя».
Все эти вопросы обсуждаются в рамках партнерства, говорит Александр Гурко. По итогам обсуждения он обещает подготовить меморандум, который подпишут все участники НП «ГЛОНАСС»: «Это будет свод базовых правил игры, на основе которого будет формироваться нормативная база».
Читайте также:
Запуск «ЭРА-ГЛОНАСС» в постоянную эксплуатацию состоится в декабре 2013 г.
Система экстренной помощи eCall поддерживает GPS и ГЛОНАСС
«ЭРА-ГЛОНАСС» покроет всю страну до конца года
ЭРА-ГЛОНАСС наступит в 2014 году
Всех автовладельцев принудят установить терминалы ЭРА-ГЛОНАСС
Услуги для подключенных к сети автомобилей скоро станут бизнесом на миллиарды евро
В Перми запущено серийное производство навигационных терминалов для ФЦП «ЭРА-ГЛОНАСС»
Источник: CNews