Россияне любят роботов, но не доверяют им


Россияне охотно взаимодействуют с роботами в тех случаях, когда окончательные решения принимает человек. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, большинству опрошенных было бы комфортно, если робот-помощник выполнил бы за них часть домашних дел (66%), доставил покупки из магазина (62%) или помог с юридическими вопросами (53%). Мало кто готов доверить роботу уход за людьми.

В ходе исследования респондентам предложили оценить, насколько комфортно им было бы в каждой из 10 ситуаций: «робот-помощник выполняет за вас часть домашних дел»; «робот-дрон доставляет вам покупки из магазина»; «робот-консультант помогает вам разобраться в юридических вопросах»; «робот-ассистент помогает вам на работе»; «робот-друг разговаривает с вами на интересную вам тему»; «робот принимает решение о выдаче вам кредита»; «робот-программа управляет автомобилем, в котором вы едете»; «робот-сиделка заботится о ваших пожилых родителях»; «робот-хирург делает вам операцию» и «робот-воспитатель заботится о ваших детях в детском саду». 

В меньшей степени россияне готовы к ситуациям, в которых роботы выступают субъектами действий. К совместной работе с роботами положительно относится 44% респондентов, к дискуссиям — 38%, к решениям роботов о выдаче кредитов — чуть более трети (35%); каждый пятый (21%) сядет в беспилотное такси, каждый седьмой (14%) доверится роботу-хирургу.

В выводах исследования сказано, что только 10% россиян могли бы отвести детей к роботу-воспитателю. При этом почти вдвое больше — 19% — готовы поручить роботам уход за пожилыми родителями.

«Социальная роль робота-водителя, робота-воспитателя или сиделки, робота-хирурга принципиально отличается от роли робота-помощника или дрона. Пока более простые для восприятия технологии не стали привычными объектами для населения вряд ли стоит говорить о росте доверия к более сложным объектам в ближайшем будущем», — говорит автор исследования, научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Валентина Полякова. 

Описанные различия в восприятии роботов характерны для всех социально-демографических групп, а также для категорий населения, которые активно используют цифровые технологии. Даже продвинутые в технологическом плане пользователи — владельцы умных часов, смартфонов, обладающие хорошими цифровыми навыками, — пока не готовы к внедрению роботов, которые действуют независимо от человека.

Опрос провели в конце 2018 г. в России. В нем поучаствовали 7584 человек в возрасте 18-65 лет.

Сооснователь и директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев считает, что сделать вывод о том, что население доверяет роботам и искусственному интеллекту, исходя из представленных в исследовании результатов, нельзя. «Сама подборка вопроса не является фундаментом для подобного вывода. Также не ясна цель этого исследования. И, самое главное, в исследовании я не увидел определений, на основании которых можно делать вывод — что такое «робототехника» и «искусственный интеллект». Также не учтено, что искусственный интеллект и роботы — это уже часть нашей жизни, и люди доверяют им априори», — полагает Олег Кивокурцев. 

Сооснователь Promobot уверен, что, когда робот становится продуктом массового рынка, он теряет часть слова «робот». «С 2010 г. началось массовое производство роботов-пылесосов, и сейчас многие их называют просто «пылесос» или «румба». Это означает, что человек привык — и в будущем люди будут доверять роботу-воспитателю так же, как сейчас доверяют смартфону», — прогнозирует Олег Кивокурцев. Доверие людей в этом случае растет благодаря массовому распространению, эффективному и безопасному использованию и информационной поддержке технологий. 

По словам исполнительного директора Национальной ассоциации участников рынка робототехники Алисы Конюховской, результат исследования сильно зависит от формулировок вопросов респондентам. «Очень странно, что не был задан вопрос: как вы относитесь к тому, что роботами производится благо, которое мы используем в повседневной жизни? В общем-то роботы производят всю электронику и автомобили. И непонятно, как люди относятся к той реальности, которая уже есть. Мы же даже не знаем, где роботы применяются и что они производят, а этим пользуемся каждый день», — сказала эксперт. 

По ее словам, формулировка, что робот-хирург делает операцию, не совсем верная. «Уже сейчас делаются такие операции, но робот выполняет в них только ассистирующие функции», — уточняет Алиса Конюховская. 

То, что опрошенные могли представить себе как гуманоидного робота, на самом деле может быть алгоритмом — например, в браслете, который наблюдает за здоровьем пожилых людей. «В целом, если подумать, то посудомоечные или стиральные машины — это те же роботы. Передать все задачи роботам или гуманоидного типа помощникам мы не сможем. Это уж точно не осуществиться в ближайшие 20-30 лет. Управление объектами, разными формами очень сложно реализовать. Нам кажется, что легко взять какой-то объект, определить его местоположение и дотянуться до него, куда-то переместить, но для робота — это довольно сложная задача», — говорит Алиса Конюховская. 

Она уверена, что власти должны формировать у граждан интерес к робототехнике, чтобы она была такой же занимательной для молодежи, как это было 50 лет назад с космосом. «У нас в культуре есть такая сформулированная идея, что роботы представляют какую-то опасность. Что они могут забрать рабочие места или вообще причинить физический вред. Идея связана с плодами кинематографа, средств массовой коммуникации. Это создает ложное впечатление о робототехнике, о том, что это такое, поэтому сейчас стоит задача переосмысления существующего контекста и формирование положительного отношения, интереса общества к робототехнике», — подытожила специалист.

Источник: Comnews.ru

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *