Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривает возможность обязать Apple продавать свою продукцию в России с предустановленными антивирусами российского производства. Это подтвердил агентству РИА Новости заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин.
Компания не использует антивирусы, утверждая, что лучшей защитой является работа с последней версией программного обеспечения.
На прошлой неделе ФАС завершила обсуждение концепции о предустановке российских приложений на мобильные устройства и компьютеры. Регулятор предлагает продавать гаджеты с отечественными браузерами, картографическими сервисами, мессенджерами и антивирусами. Помимо этого, ведомство настаивало, что пользователь должен иметь возможность удалить все встроенные приложения, кроме сервисных.
17 декабря стало известно, что российские компании обяжут поддержать импортозамещение и перейти на «преимущественное использование» отечественного софта к 2022 году. На сегодняшний день насчитывается до 95 процентов иностранного офисного и системного ПО, более 80 процентов систем управления базами данных, более 70 процентов ERP-систем. В то же время российского производства — около 80 процентов антивирусов, более половины — ПО для бухгалтерии.
Категорически против новой инициативы ФАС высказалась ассоциация производителей электроники РАТЭК, в которую входят крупные ИТ-компании, в том числе Apple, Samsung, Google, Philips и др. Ассоциация, по данным «Комменсанта», уже обратилась к главе ФАС Игорю Артемьеву с письмом, в котором подчеркнула необоснованность предлагаемых антимонопольной службой мер регулирования.
Представители РАТЭК уверены, что правила ФАС в случае их принятия в перспективе приведут к заметному снижению как качества, так и надежности предустанавливаемого ПО, а также к росту издержек производителей. Это может повлечь за собой увеличение разрыва между датой международного релиза устройства и его появлением на российском рынке.
По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, инициатива службы полностью отвечает как целям развития конкуренции, так и обеспечению национальных интересов при развитии информационного общества. Новые правила также позволят обеспечить конкурентоспособность российских разработок на международном рынке. Голомолзин подчеркнул, что разработанная концепция правил создавалась и будет дорабатываться с оглядкой на опыт других стран в плане аналогичного регулирования. В качестве примера были приведены Китай и Южная Корея.