Путин: причины замедления носят внутренний характер


Проблемы экономики и региональных финансов, поддержка бизнеса и института семьи, национальный вопрос и внешняя политика стали ключевыми темами десятого Послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию.

Владимир Путин в четверг обратился с посланием к Федеральному собранию. Менее чем за месяц до своего обращения Владимир Путин заявил, что его послание будет содержать задачи не только на ближайший год, но и на более длительную перспективу.

Фото: Михаил Климентьев, РИА Новости

 

«Это (послание) – не формальный акт, хотя он предусмотрен законом, а это событие, которое формирует нашу совместную работу, как минимум, на ближайший год, а могут быть поставлены и более долгосрочные задачи – в политической, экономической, социальной сфере», – сказал президент.

Темы реформирования экономики и поддержки бизнеса стали в послании президента РФ одними из ключевых.

Экономика: нужны новые факторы развития

«Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать: основные причины замедления (экономического роста) носят не внешний, а внутренний характер.

По объему ВВП Россия, это, конечно, хорошо, вошла в пятерку экономик мира. Однако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаем от ведущих стран в 2–3 раза. Необходимо форсировано преодолеть этот разрыв. Для этого в полную силу задействовать новые факторы развития.

Речь идет о высоком качестве профессионального образования и гибком рынке труда, благоприятном инвестиционном климате и современных технологиях.

Поручаю правительству совместно с Российской академией наук провести корректировку перспективных направлений развития науки и техники. Необходимо формулировать внутренний спрос на высокие технологии. Для этих целей нужно использовать систему госзакупок, инвестпрограммы госкомпаний.

Также нужно произвести серьезную инвентаризацию институтов развития. В последнее время их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую несвязанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Проекты, может быть, и хорошие, но создавались эти институты для поддержки и развития именно инновационного развития экономики. Нужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв.

Кроме того, предлагаю создать систему статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики, чтобы иметь объективную картину нашей конкурентоспособности. В советский период такая система работала. Ликвидирована, ничего на этой базе не создано. Нужно ее воссоздать.

Система поддержки несырьевого экспорта так и не заработала в полном объеме. Сохраняется много административных барьеров, получение разрешения на экспорт занимает больше 20 дней. Для сравнения в США – 6 дней, в Южной Корее – 8 дней. Все эти вопросы нужно учесть в новой дорожной карте по поддержке экспорта. Правительству поручено разработать новый документ по поддержке экспорта к 1 марта 2014 года».

«Майские указы» – хватит увиливать

«Порой приходится слышать, что на реализацию всех этих заявленных планов и целей не хватает средств, нужно снизить планку, упростить задачи. Я считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу. Да, конечно, экономическая конъюнктура может меняться, но это не повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, четко расставлять бюджетные и другие приоритеты.

В майских указах 2012 года были определены конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, по сути, указы составили единую программу действий.

Необходимо актуализировать все государственные программы и уже в течение ближайших двух лет перевести на программный принцип бюджеты всех уровней. Это не значит механического переписывания всего, это значит закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата».

Программные бюджеты поголовно

«Прошу актуализировать все государственные программы. Уже в течение ближайших двух лет на программные принципы должны перейти бюджеты всех уровней. Такой переход должен сопровождаться закреплением персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Бюджетные средства должны быть нацелены на содержательные изменения в конкретных секторах.

Начиная с 2014 года в «программном» формате будет формироваться и исполняться федеральный бюджет, на данный момент правительство утвердило 39 программ из 42. Однако, по мнению Минфина, при реализации госпрограмм в принятом виде «могут возникнуть разрывы в балансировке бюджета». В связи с чем до февраля включительно правительство должно переработать госпрограммы под новый бюджет и под новую бюджетную стратегию до 2030 года».

Меры по деофшоризации экономики

«Прямо скажу – результаты (деофшоризации) пока малозаметны. По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд. долл. Это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд долл. российских инвестиций в другие планы также пришлась на офшоры. За этими цифрами – вывод капиталов, которые должны работать в России. Прямые потери бюджета страны.

Поскольку ничего как следует в этой сфере (деофшоризация экономики) не сделано за год, у меня есть предложения. Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российским собственникам, конечным бенефициарам, должны облагаться по нашим налоговым правилам. Налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет, и нужно продумать систему, как эти деньги изъять. В некоторых странах с развитой рыночной экономикой уже вводится такая система. Хотите в офшорах – пожалуйста, но деньги сюда.

Компаниям, зарегистрированных в иностранной юрисдикциях, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России – регистрируйся в российской юрисдикции».

Регионы. Подъем Сибири и Дальнего Востока возведен в ранг национальной идеи

«Подчеркну, ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких как подъем Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь 21-й век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными.

Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых проектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия.

Кроме того, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития.

Считаю, что если регион вкладывает свои средства в создание бизнес-инкубаторов и технопарков, то дополнительные федеральные налоги, которые поступят от размещенных там предприятий в течение трех лет, должны возвращаться в субъект РФ в форме межбюджетных трансфертов в пределах затрат регионов на создание инфраструктуры таких площадок.

Предложение хорошее, оно выстрадано в изнурительной дискуссии с Минфином. Я прошу министра финансов не размывать эти договоренности, самым внимательным образом прошу к этому отнестись и исполнить».

Погода в доме

«Два года назад вместе с бизнес-сообществом мы начали системную работу по улучшению делового климата в России. Результаты, прямо скажу, есть и хорошие. Может быть, даже мало кто ожидал, что состоятся эти результаты, но они есть, повторяю. Нужно идти дальше. К 2015 году должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база для благоприятного ведения бизнеса.

Поэтому уже со следующего года мы запустим национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте федерации.

Одновременно мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест».

Поддержка малого и среднего бизнеса

«Уже неоднократно звучала идея, которую я, разумеется, поддерживаю. Все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной и научной сферах.

Наверное, не все губернаторы аплодируют, но хочу вам сказать, что завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто пока нет, а значит, не будет попадающих доходов в бюджет. И наоборот, создадим условия для этих предприятий, такие доходы появятся».

Новая инициатива – программа «Жилье для российской семьи».

«Прошу установить единый исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур, и сделать это до конца марта 2014 года. Проблемы в этой сфере не решаются из-за ее коррумпированности.

Принять все изменения в законодательство, которые разблокируют, наконец, процесс предоставления земельных участков под застройку. Сделать это в течение ближайших месяцев.

Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика – получил решение, но не начал вовремя строить – верни землю.

С учетом улучшения демографической ситуации в России необходимо увеличить темпы жилищного строительства.

Правительство определило подходы к реализации программы строительства доступного жилья – до конца 2017 года планируется дополнительно построить не менее 25 млн кв. м со всей социальной инфраструктурой. Я предлагаю даже назвать эту программу «Жилье для российской семьи.

В целом по стране к 2016 году нужно преодолеть отметку в 75 млн кв. м жилья, что выше рекордного показателя 1987 года. Тогда было построено 72,8 млн кв. м. Современные технологии позволяют строить много, относительно недорого и качественно».

Местное самоуправление

«Обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, муниципальным образованиям, губернаторам, членам Федерального Собрания, правительству РФ: давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.

Важнейшей задачей является уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Такую работу мы должны начать, в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году – в год 150-летия знаменитой земской реформы.

Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для обновления кадрового потенциала страны».

Рынок труда

«Надо создать условия для тех, кто готов переехать на другое место работы в другой город, регион (…) Нужно создать людям информационную поддержку, включая создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он сможет найти хорошую работу. Здесь необходим целый комплекс решений, прошу его разработать. Имею в виду арендное жилье и так далее. Список большой, его можно и нужно сделать как можно быстрее».

Я предлагаю создать национальный совет профессиональных квалификаций, и не при каком-то ведомстве, а как действительно независимый орган. В его работе должны принять участие ведущие деловые объединения и профессиональные ассоциации. Совет должен утвердить весь пакет новых профессиональных стандартов.

Я прошу наших коллег из упомянутых мной объединений не уклоняться от этой работы, это, в конце концов, в ваших интересах».

Демография

«Мы с вами обязаны подумать о том, что делать с этой программой (материнского капитала) после 2016 года. Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребенка – это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг. И, несмотря на сомнения некоторых экспертов, а я отношусь к ним с уважением, я все-таки убежден, что нормой России все-таки должна стать семья с тремя детьми.

Необходимо создать благоприятные условия, в первую очередь для женщин, чтобы они не опасались, что после рождения второго и последующего детей закроется путь к их карьере.

Главам субъектов России необходимо подумать о создании и осуществлении собственных региональных программ демографического развития.

Здравоохранение

«Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Это касается и общего объема средств и их доведения до конкретных больниц или поликлиник.

При этом пациент должен знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач – понимать, по каким принципам оплачивается его работа.

Базовый вопрос – это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к прокачке денег до получателя, но только не через бюджет, как раньше, а через внебюджетный фонд. Задача совершенно другая: задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за свое здоровье.

Задача также состоит в том, чтобы страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку работы, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше».

Национальный вопрос

«Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям – как к своим, так и к чужим.

Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые крышуют этническую мафию, и так называемые русские националисты, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы. Мы вместе должны справиться с этими вызовами.

Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов. И, конечно же, провал в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения».

О национальных ценностях

«Мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов.

Мы всегда гордились своей страной, но мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензия на мировую или региональную гегемонию. Не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязываем свое покровительство, никого не пытаемся учить жить.

Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации каждого народа. Речь идет о традиционных семейных ценностях, жизни не только материальной, но духовной, ценности гуманизма и разнообразия мира».

Внешняя политика

«Сейчас мы входим в решающую стадию подготовки договора о Евразийском экономическом союзе. Рассчитываем, что к 1 мая 2014 года согласование текста договора будет завершено, и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана. Прошу вас, уважаемые коллеги, рассмотреть и поддержать этот документ в приоритетном порядке.

В настоящее время уже идет процесс, связанный с присоединением к Таможенному союзу Киргизии и Армении.

Уже сейчас действует рабочая группа, которая готовит «дорожные карты» по присоединению к Таможенному союзу Киргизии и Армении. Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят к ней интерес со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнеров».

Россия не допустит военного превосходства над собой

«Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы – и политические, и технологические. Россия внимательно следит за наращиванием другими странами военного потенциала и за разработкой новых систем вооружений.

Наша военная доктрина и перспективные образцы вооружений, которые поступают и будут поступать в войска, позволяют нам безусловно обеспечить безопасность российского государства.

Увеличение зарубежными странами потенциала стратегических высокоточных систем в неядерном исполнении в сочетании с наращиванием возможности системы ПРО может свести на нет все ранее достигнутые договоренности в области ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Это может привести к нарушению так называемого стратегического баланса сил. Мы это прекрасно понимаем и знаем, в этой связи что нам нужно делать».

Читайте также:
Путин: «Необходимо повышать темпы роста производительности труда»
Россию волнует состояние финансовой системы США — Путин
Макроэкономические тенденции в мировой и российской экономике вызывают озабоченность у Путина
Путин потребовал урезать размер «золотых парашютов»
Путин исключил «инновации и модернизацию» из бюджетной политики России

Источник: Финмаркет

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *