«Производство собственных спутников связи — это, в первую очередь, вопрос национальной безопасности»


Николай Тестоедов, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева", рассказал об отличии ГЛОНАСС от конкурентов, тонкостях кооперации, финансирования проектов и перспективах развития навигационного оборудования.

Ежегодно сотни тысяч посетителей приходят на МАКС, чтобы полюбоваться полетами и самолетами. Космическая составлявшая салона не столь эффектна. Продукция предприятий этой отрасли либо слишком масштабна даже для МАКС, либо выглядит в глазах неспециалистов произведением абстрактного инженерного искусства. Но самолеты – высоко в небе, а космос уже давно проник в каждый дом. Включая телевизор, компьютер, навигатор или телефон, мы каждый день выходим в мировое пространство. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» – то самое предприятие, которое выводит всю Россию в космос. Причем делает это со все более высокой точностью. Об этом корреспонденту VTBRussia.ru рассказал генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «ИСС» Николай Алексеевич Тестоедов.

Николай Тестоедов, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «ИСС»

— ГЛОНАСС — важнейшая для России программа, в осуществлении которой ведущая роль принадлежит ОАО «ИСС». Насколько важно участие банковского сегмента и, в частности, группы ВТБ в осуществлении этой программы?

— Прошли времена, когда заказчик — Министерство обороны, Роскосмос или коммерческий оператор — сам находил деньги и заключал прямой контракт с генподрядчиком. Раньше роль банковского сектора фактически для нас, как исполнителей, не была значимой. Сегодня, когда заказчик большую часть взаимодействия с банками возлагает на исполнителя, расширилось и наше сотрудничество с банковским сектором. Это и банковские гарантии при подаче заявки на тендеры, и разные виды страхования исполнения договоров. В последние 2 года в этом взаимодействии возникло новое качество. Часть работ выполняется сразу на средства, заимствованные у банков. Банк ВТБ — один из основных банков, которые нас обслуживают, в частности, по линии Министерства обороны. К примеру, 13 сентября 2012 года ОАО «ИСС» заключило контракт с Федеральным космическим агентством на выполнение опытно-конструкторской работы «Глонасс-КК-В» со сроком завершения в конце 2020 года. ВТБ предложил наилучшие условия, поэтому госконтракт на сумму более 3 млрд. руб. находится на расчетно-кассовом обслуживании в этом банке.

— Каковы преимущества и недостатки системы ГЛОНАСС в сравнении с американской GPS, европейской Galileo и китайской Compass?

— Каждая система имеет свои преимущества и недостатки. GPS — это система, в которой каждый космический аппарат имеет свой код, и все коды — на одной частоте. Соответственно, эта система менее помехозащищенная, чем ГЛОНАСС, где каждому аппарату присваивается своя частотная литера. С другой стороны, частотная реализация для наземного прибора в нашей системе более сложна, поэтому и приемники получаются более сложными, хотя укладываются в стандартную переносимую или перевозимую конструкцию. Китайская система Compass сначала создается как региональная и только сейчас начинает расширяться до глобальной. Аналогично происходит с европейской Galileo: региональная система первоначально базируется на американской GPS, и только потом создается глобальная система на базе среднеоорбитальных спутников.

— Которая из систем позволяет более точно определять местоположение потребителя?

— Все системы имеют примерно одинаковую точность, хотя применительно к разным услугам есть достаточно большая разница. С точки зрения рыбака или охотника 2,8 метра у ГЛОНАСС и 1-1,5 метра у GPS не имеют значения, а с точки зрения проведения кадастровых работ это очень существенно, потому что границы межевания должны быть максимально точными. С точки зрения сопровождения авиации, опасных грузов, позиционирования автомобилей на дорогах при прокладке дорожного пути ситуация пограничная: где-то хватает точности, где-то нет.

— От чего зависит точность спутниковой навигационной системы?

— Во-первых, от количества спутников, сигнал которых одновременно доступен наземному приемнику. Чем их больше, тем лучше так называемый геометрический фактор: прибор выбирает лучший с точки зрения геометрии взаимного расположения космический аппарат в группировке. Во-вторых, от бортовой аппаратуры, главным образом, от точности бортовых часов. В-третьих, от того, насколько развит наземный комплекс управления: чем чаще происходит закладка уточненных поправок на спутник, тем более точно он сообщает свое местоположение. Кроме того, существует так называемая дифференциальная система поправок, когда уже не с навигационного спутника, а со связных спутников или по системе мобильной связи на приборы пользователя передаются поправки. В целом, как бортовые решения, так и решения построения орбитальных группировок примерно одинаковы для разных систем, и приемы повышения точности примерно одни и те же, поэтому какой-то принципиальной разницы в точности нет. Но еще один важнейший фактор — доступность. Что толку в точности, если вы в узком ущелье не можете решить навигационную задачу вообще? Именно количество аппаратов позволяет обеспечить доступность по всему земному шару около 100%. Очень хорошим подспорьем в этом является использование одновременно двух систем, например, GPS и ГЛОНАСС, затем к ним добавится и Galileo. Все это работает на совершенствование космического сегмента.

— Какие еще задачи, кроме навигационных, может решать ГЛОНАСС?

— Так как система является глобальной, когда в любой момент абонент видит до десятка спутников в пределах небесной полусферы, появляется возможность предоставления других услуг, которые предполагают глобальную доступность. Например, система спасания при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» (экстренное реагирование на аварии), и система спасания терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT. До появления глобальных систем типа ГЛОНАСС такие приемники ставили на низкоорбитальных спутниках, но космические аппараты в этих системах пролетают над данной местностью один раз в несколько часов. ГЛОНАСС же, GPS или будущая Galileo являются глобальными группировками и позволяют сразу же получать сигнал пользователя. Кроме того, возникает возможность проведения кадастровых работ через систему дифференциальных поправок, передачи информации о состоянии опасных объектов. Поэтому глобальность системы всегда подразумевает ее многофункциональность с позиции предоставляемых услуг.

— В каком направлении будет совершенствоваться космический сегмент ГЛОНАСС?

— Если мы говорим о космических аппаратах, они становятся более долгоживущими. Напомню, что спутники первого поколения «Глонасс» имели гарантированный срок активного существования 3 года. Фактически они отработали в среднем по 4,3 года, то есть почти в полтора раза превысили гарантированный ресурс. «Глонассы-М» — семилетние, «Глонассы-К» — это уже десятилетние аппараты. На спутниках появляется более совершенная аппаратура — больше частот, более высокая стабильность бортовых часов, улучшается и ряд других характеристик.

— Как отразится потеря трех спутников ГЛОНАСС во время аварии 2 июля 2013 на работе системы ГЛОНАСС?

— Будет изменен порядок запуска очередных спутников. В этом году мы изготавливаем 5 космических аппаратов «Глонасс-М», в следующем году — еще 5, поэтому сегодня темп производства спутников обеспечивает поддержание орбитальной группировки в необходимом состоянии. В этой части последняя авария не оказывает влияния на состав орбитальной группировки на ближайшие 2-3 года. Чтобы обеспечить работоспособность системы в дальнейшем, мы подготовили предложение о корректировке федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС», которое позволит нам, скорректировав порядок и последовательность разработки и изготовления новых спутников, не допустить снижения количества работающих космических аппаратов в орбитальной группировке. Задача абсолютно понятная, она нами будет выполнена, и мы гарантируем, что орбитальная группировка ГЛОНАСС не снизит свои потребительские характеристики.

— ОАО «ИСС» работает в самом прибыльном, но и в самом сложном с точки зрения конкуренции сегменте космической индустрии — создание спутников связи. Насколько важна поддержка банковского сектора, и в частности группы ВТБ, в этой работе?

— Вопрос о прибыльности сектора космической связи и правильный, и неправильный одновременно. Он правильный по отношению к операторам, которые, работая с конечными потребителями, извлекают прибыль из продажи спутниковых услуг. А с точки зрения производителей спутников этот сектор не является более прибыльным, чем остальные направления спутникостроения. Это объясняется тем, что цена спутника известна и складывается из соотношения трудозатрат предприятия, стоимости материалов и некоторой прибыли, которая не выше, чем прибыль от создания навигационных аппаратов или аппаратов для Министерства обороны. Зачастую она даже меньше по той причине, что на сегодняшний день в мире существует превышение предложения на производство спутников над спросом, и заказчики пользуются этим, вынуждая спутникостроителей снижать норму прибыли. Конечно, в этих условиях очень важна поддержка банковского сектора, особенно в тех случаях, когда предприятие вынуждено брать кредит или предоставлять банковскую гарантию исполнения контракта на тендер. Чем ниже банковская ставка, тем меньше тратит предприятие. Мы благодарны тем банкам, с которыми мы взаимодействуем, в том числе и ВТБ, за то, что всегда получаем разумные процентные ставки по банковским кредитам. В ВТБ для нашего предприятия установлен и действует лимит на кредитно-документарные операции в совокупном размере более 25 млрд. рублей.

— ОАО «ИСС» заключило договоры лизинга с ОАО «ВТБ-Лизинг» на 5,6 млн. евро на поставку уникального оборудования испанской компании Soraluce S.Coop. Что это за оборудование?

— Сегодня любой современный спутник имеет высоту до 8 метров и диаметр до 3,8 метра (зона полезного груза под обтекателем ракеты-носителя). Чтобы обеспечить требуемую точность при изготовлении элементов конструкции аппарата, лучшим технологическим приемом является обработка их целиком. При отработке отдельных панелей и их последующей сборке на стыках теряется точность. А когда конструкция обрабатывается целиком, взаимное положение элементов определяется только точностью станка. У станка Soraluce высочайшая точность и большая скорость механической обработки. Он позволяет снимать очень тонкую стружку и обрабатывать тонкие поверхности, не нагружая и не прогибая их. Сегодня мы перешли к производству крупногабаритных космических аппаратов с сотопанелями в основе конструкций. Их обшивка имеет толщину 0,5-0,8 мм при габаритах 5 на 3 м. Любое прикосновение прогибает эту обшивку. Только такие современные станки, как Soraluce, позволяют проводить обработку больших плоскостей, имеющих очень малую поперечную жесткость. Такое оборудование просто необходимо при создании современных спутников.

— Почему потребовалось помощь группы ВТБ в его приобретении?

— «ВТБ-Лизинг» позволил нам не покупать это оборудование просто в кредит и не копить на него деньги несколько лет. Мы приобрели Soraluce по лизинговой схеме с очень разумными процентами, и он сразу начал работать и приносить отдачу. Компании, входящие в группу ВТБ, традиционно с высокой эффективностью реализуют и сопровождают сделки с участием иностранных партнеров. Поэтому компания «ВТБ-Лизинг» была выбрана нами при приобретении этого уникального фрезерно-расточного обрабатывающего центра по результатам конкурсных процедур, поскольку выдала и в дальнейшем реализовала наиболее эффективное решение финансового лизинга. Поэтому мы благодарны компании ВТБ за то, что она вместе с нами осуществила этот очень интересный и по данной технологии ключевой проект.

— Еще один свежий пример взаимодействия ОАО «ИСС» и «ВТБ-Лизинг» — контракт на 100,5 млн. руб. на поставку системы ТЕСТ-1101. Что это за система?

— При проведении наземной экспериментальной отработки спутников возникает необходимость имитировать работу аккумуляторных и солнечных батарей. Аккумуляторы — это расходуемый ресурс, поэтому использовать его на Земле нецелесообразно. Работа солнечных батарей космических аппаратов, особенно большой площади, также невозможна в наземных условиях. ТЕСТ-1101 представляет собой комплексный имитатор работы аккумуляторных и солнечных батарей. В его состав входит американское оборудование, широко применяемое во всем мире при испытаниях космической техники. Основное преимущество данной системы заключается в том, что она представляет собой комплексное решение. Раньше ОАО «ИСС» приходилось закупать несколько имитаторов других производителей и своими силами объединять их под конкретную задачу. Теперь эта необходимость отпала.

— Реально ли в области производства спутников связи на равных конкурировать с компаниями США и Западной Европы? Или наш путь — интеграция в мировое спутникостроение?

— Абсолютно реально, более того — это необходимо и это происходит. Производство собственных спутников связи — это, в первую очередь, вопрос национальной безопасности. Купить коммерческий спутник можно, но вы никогда не купите спутник для ГЛОНАСС, поскольку это система двойного назначения. То же самое относится и к системам связи Министерства обороны. Сегодня в условиях сетецентрических войн, глобального управления ресурсами, мобильных театров военных действий необходима оперативность передачи информации, а значит и производство собственных спутников связи. И в этом плане Россия находится на передовых позициях в мире. Но при создании коммерческих и научных спутников практически весь мир за редким исключением идет по пути интеграции. Если вы возьмете любой научный проект, при освещении его миссии всегда перечисляется, какие приборы из каких стран установлены на этом аппарате. То же самое и на спутниках связи, поэтому мы очень широко используем и российскую, и зарубежную кооперацию при создании спутников как для государственных, так и для коммерческих заказчиков.

Читайте также:
Роскосмос предрекает деградацию ГЛОНАСС
НП «ГЛОНАСС» не получит 12,3 млрд рублей от госкомпаний
«ЭРА-ГЛОНАСС» покроет всю страну до конца года
«НИС» инвестирует в региональные навигационно-информационные системы 600 млн руб. в 2013 г.
В России начато серийное производство навигационного оборудования с SIM-чипами МТС
Минобороны отдало ГЛОНАСС-контракт на 639 млн руб. единственному участнику торгов
Хищения из ФЦП «ГЛОНАСС» не отразятся на реализации проекта

Источник: VTBRussia.ru

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *