Почему «Квант» открыл и закрыл собственное производство


После шести лет, в течение которых площади «Кванта» сдавались в аренду, его имя снова вернулось на коробки с электроникой.

За лето 2014 г. завод выпустил 9000 автомобильных треккеров GPS/ГЛОНАСС под маркой «Курс», но планы по расширению производства не сбылись — российский рынок телематики настиг кризис. Zelenograd.ru успел снять фоторепортаж из цеха, который теперь снова будут сдавать в аренду.

01_mg_3646_.jpg

Упаковочные коробки с лейблом «Квант» больше не понадобятся

Сборочное производство телематического оборудования для спутникового мониторинга и контроля запустили с начала года. Такие системы мониторинга становятся обязательными для российского автотранспорта. Хотя у «Кванта» был только один крупный заказчик (7000 модулей предназначалась «Ростелекому» для оснащения корпоративного транспорта), но на предприятии планировали расширяться, работать с автопроизводителями, участвовать в конкурсах госструктур и вести собственные разработки. Однако в октябре «Ситроникс-Н», дочерней компанией которого является «Квант», принял решение свернуть производство.

История «Кванта» началась в 80-х годах, когда завод выпускал советские компьютеры ДВК и УКНЦ. В 90-х он сотрудничал с IBM по сборке персональных компьютеров, а в «нулевых» стал объектом ряда рейдерских захватов, после чего хозяевами предприятия стали АФК «Система» и концерн «Ситроникс» — а сам завод сделался единственным производителем отечественной потребительской техники, которая выходила под брендом Sitronics: здесь делали ЖК-экраны и телевизоры, а «последним из могикан» был смартфон-коммуникатор с доступом в интернет. В 2008 г. сборочные линии сильно пострадали от пожара, длительные проблемы с рентабельностью привели к тому, что производство было остановлено, весь персонал сокращен.

Площади «Кванта» отдали в аренду — зачастую совершенно непрофильным бизнесам, в связи с чем название завода всплывало чаще в уголовных сводках, чем в деловых новостях. В 2012 г. «Квант» был задействован для масштабной, но кратковременной сборки программно-аппаратных комплексов видеонаблюденияк президентским выборам, после чего опять последовала пауза.

Ставка на телематику

О планах по организации на «Кванте» выпуска телематического оборудования стало известно в конце прошлого года, когда московская компания «М2М телематика», также принадлежащая холдингу АФК «Система» заявила о намерении расширять производство с участием Зеленограда (профиль компании — транспортная телематика, спутниковая навигация ГЛОНАСС, комплексные системы спутникового мониторинга и управления транспортом). В итоге «Квант» заработал самостоятельно, в тесной кооперации с «М2М Телематика» и компанией «Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС»), системным интегратором крупных проектов внедрения спутниковых технологий ГЛОНАСС в России, еще одним представителем бизнеса АФК «Система».

С начала 2014 г. «Квант» приступил к изготовлению телематических модулей «КУРС 7» опытными партиями, а затем и серийно. «ГЛОНАСС мониторинг транспорта, контроль работы персонала, полное спутниковое слежение за автомобильными средствами вплоть до измерения уровня топлива в баке автомобилей и определения показаний многих других датчиков, входящих в состав аппаратно-программного комплекса систем мониторинга транспорта — это только часть возможностей абонентских терминалов КУРС 7», — сообщается на обновлённом сайте компании.

02_mg_3647_.jpg

Цех сборки

03_mg_3628_.jpg

04_mg_3626_.jpg

Рабочее место сборки телематических модулей

Собственное производство «Кванта» заняло лишь небольшую часть площадей завода — на нём работали около 30 человек, которых набрали в Зеленограде. Запуск нового производства осуществили за счет доходов «Кванта» от арендной деятельности. Сборочный цех действовал в кооперации с рядом других зеленоградских предприятий, в частности, модули ГЛОНАСС поставляла дочерняя структура «Микрона», но в основном компонентную базу для сборки «Курсов» закупали в Юго-Восточной Азии — на «Кванте» собирал из плат готовые изделия, проводили их тестирование и разрабатывали программное обеспечение. До конца 2014 года планировалось запустить и собственный цех поверхностного монтажа печатных плат, приобретя одну из компаний-арендаторов «Кванта» с таким профилем.

05_mg_3637_.jpg

06_mg_3667_.jpg

Сборка устройства: к электронной плате добавляют аккумулятор, антенну…

07_mg_3669_.jpg

…вставляют всё в корпус…

08_mg_3659_.jpg

… и тестируют

09_mg_3636_.jpg

Каждому терминалу на «Кванте» присваивался уникальный заводской номер, по которому их могли бы различать в корпоративных сетях

10_mg_3650_.jpg

На заводе действовал свой отдел разработки и коммерческий департамент, который занимался самостоятельной работой с рынком гражданской продукции, в том числе и с конечными клиентами: уже шли совместные конструкторские работы с отечественным автопроизводителем «Соллерс» по встраиванию телематических модулей в выпускаемые автомобили.

«Квант» успел поучаствовать и в опытно-конструкторских разработках МВД на персональный трекер для полицейских, с помощью которого предполагалось с точностью до 0,6 метра отслеживать, где находится сотрудник полиции и как он движется по маршруту патрулирования. «Если в этот трекер будет поставлен гироскоп или какие-то датчики, можно будет следить за другими параметрами — вплоть до подключения датчика к пульсу полицейского», комментировали специалисты «Кванта».

11_mg_3634_.jpg

Стоимость одного терминала — около 7–10 тыс. руб.

12_mg_3641__20-52-15.jpg

В терминале есть модуль ГЛОНАСС/GPS, который определяет местоположение автомобиля через спутниковую связь, и модуль GSM — обычная телефонная SIM-карта, которая позволяет передавать данные в диспетчерскую через сотовую связь или через интернет GPRS или 3G/4G, например. Возможно также оснащение модулем wi-fi, если заказчик хочет «снимать» данные с телематики своих машин во время посещения корпоративных паркингов и автобаз

13_mg_3640_.jpg

Телематические терминалы собирали для крупных заказчиков, компаний из сферы автоперевозок: они предусматривали избыточный функционал — подключение разных датчиков, в том числе датчика топлива, видеокамеры, микрофона, тревожной кнопки

15_mg_3654_.jpg

Для частных пользователей планировалось предложить модуль поменьше, более экономичный и вдвое дешевле — он позволит отслеживать координаты и маршрут машины, например, при угоне. На «Кванте» уже созданы опытные образцы. Кстати, такой модуль можно использовать не только для автомобиля — его можно повесить на ошейник собаки или положить в карман ребёнку…

В мае-июне 2014 г. производство «Кванта» получило положительное заключение «Транснефти» — «НИС» уже два года реализуют для этой компании проект в области мониторинга корпоративного транспорта, и предполагалось, что «Квант» может попасть в состав участников будущего тендера на поставку телематической продукции, но «Транснефть» его так и не провела.

На Дне города в Зеленограде «Квант» выступал одним из генеральных спонсоров «Научного городка«, выставки детского и молодежного научно-технического творчества. Завод представил там свой стенд с демонстрацией действующей сети телематических спутниковых модулей серии «КУРС 7»: система мониторинга и управления транспортом работала на примере автопарка зеленоградского такси «Автосфера». Автомобили такси были оснащены терминалами «КУРС 7», и все гости праздника могли следить за их местоположением в режиме реального времени на мониторе, а также на экранах собственных мобильных устройств, подключаясь к системе через специальный интернет-портал.

14.jpg

Продукция «Кванта» на Дне Города

«Следующим шагом мы планируем освоить проект «12 тонн» и тахографы для коммерческого транспорта, — рассказывали Zelenograd.ru на «Кванте». — В июне прошлого года принято постановление Правительства РФ, по которому все автомобили массой более 12 тонн, которые пользуются дорогами федерального значения в России, должны будут оснащаться определенными средствами контроля за их передвижениями по федеральным трассам с целью взимания потом определенных средств. Подсчитано, что такие автомобили очень сильно амортизируют дороги. А тахографы — это устройства контроля труда и отдыха водителей, которые стали обязательными для транспорта с апреля 2013 г.».

Еще одним проектом будущего могла стать «ЭРА-ГЛОНАСС», общероссийская система экстренного реагирования при авариях, для неё на «Кванте» уже разработали свои модули.

Но в октябре, неожиданно для сотрудников «Кванта», на предприятии прошла аудиторская проверка, после чего производство было свёрнуто, а персонал уволен.

Когда рынок оживёт

В «Ситроникс-Н» это объяснили отсутствием спроса и, в частности, запросов на масштабные поставки: «На текущий момент рынок не демонстрирует потребности в больших партиях телематического оборудования. Крупные проекты в области телематики в 2014 г. практически отсутствовали. Это связано как с изменением экономической ситуации в стране, так и со сменой приоритетов проектов, реализуемых государством», — пояснил Zelenograd.ru Андрей Андреев, директор по коммуникациям «Ситроникс-Н».

По мнению Андреева, в настоящий момент рыночные перспективы телематики в России выглядят достаточно зыбко: так, «ЭРА-ГЛОНАСС», который можно было бы считать одним из ближайшим проектов-стимулов для развития рынка телематических терминалов, покажет себя в полной мере только через три-четыре года — оснащению телематикой подлежат с 2015 г. только новые модели автомобилей, поставляемые в Россию. При этом есть сведения, что большинство автопроизводителей планируют самостоятельно производить и устанавливать устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» на те модели, производство которых начнется в 2015 г.

«В случае изменения экономической ситуации в стране и возобновления проектной деятельности в сфере телематики производство автомобильных треккеров на площадях «Кванта» будет продолжено», — заявил Андреев.

Читайте также:
В Зеленограде в День города будет показано ГЛОНАСС-оборудование компании «Квант»
«Квант», «Миландр» и МИБ проспонсировали Научный городок в Зеленограде
НПП «Квант» исполнятся 95 лет! Поздравляем!
Omnicomm измерил российский рынок мониторинга транспорта
Минтранс РФ будет контролировать режим труда и отдыха водителей при помощи ГЛОНАСС
ГЛОНАСС на страже воровства ГСМ с «болгарских» Lamborghini
Omnicomm рапортует о внедрении ГЛОНАСС/GPS в мусоровозы сферы ЖКХ

Источник: Zelenograd.ru

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *