Почему HP отказалась от выпуска ПК и где компания надеется заработать?


HP решила отказаться от своего компьютерного бизнеса. Чем руководствовалась компания, принимая такое решение? Кто может проявить интерес к покупке подразделения по выпуску ПК? Кто новые конкуренты HP? CNews попытался найти ответы на эти и другие вопросы.

Желание найти альтернативные пути развития Personal Systems Group (PSG) демонстрирует наше стремление оправдать ожидания акционеров, сфокусироваться на реализации нашей стратегии и финансовых результатах», — объяснил президент и исполнительный директор HP Лео Апотекер (Leo Apotheker) прозвучавшее на прошлой неделе заявление компании о выходе из компьютерного бизнеса.

Слышать подобные слова от крупнейшего производителя ПК (17,6% рынка в I квартале 2011 г., согласно Gartner) несколько странно. Однако с учетом современных тенденций и предшествующих шагов компании решение выглядит вполне закономерным.

Зачем HP отказывается от ПК?

Из финансовых отчетов HP за прошлые годы следует, что PSG является вторым по величине источником выручки после корпоративного бизнеса HP. Тем не менее, это подразделение формирует относительно небольшую часть суммарной прибыли, которая, к тому же, падает.

Так, в 2007-2008 финансовом году компания заработала на продажах ПК $2,4 млрд прибыли, что составило 23% от общего показателя прибыли. В 2009-2010 финансовом году этот показатель сократился до $2 млрд (18%). Тем временем за последний финансовый год прибыль корпоративного бизнеса HP, объединяющего серверы, системы хранения данных (СХД), программное обеспечение и сервисы, более чем вчетверо превзошла аналогичный показатель PSG, достигнув $8,8 млрд.

Попытавшись создать конкурента операционной системе Apple iOS путем покупки Palm c ее WebOS за $1,4 млрд в июле прошлого года и затем — альтернативу iPad в лице планшетного компьютера HP TouchPad, компания потерпела полный крах, пишет TechCrunch.

«Крупнейший в мире производитель персональных компьютеров не только осознал, что не может быть Apple, но и то, что он не может даже конкурировать с ней», — пишет ресурс, отмечая, что HP безуспешно попыталась воссоздать формулу Apple, суть которой заключается в контроле над созданием и программного, и аппаратного обеспечения. Именно с этой формулой аналитики связывают успех «яблочного» вендора.

«Теперь же HP выбирает другую модель воскрешения — модель IBM», — резюмирует TechCrunch. «Компании нужно избавиться от большинства активов потребительского бизнеса точно так же, как это 6 лет назад сделала IBM, — соглашаются авторы статьи в Associated Press. — Вместо того, чтобы быть заложником ситуации и пытаться подобрать ключ к сердцам потребителей, как это сделала Apple, HP решила посвятить свои силы серверам и другим корпоративным продуктам. Хотя эти направления приносят меньший доход, прибыль в них более высокая».

«Руководство HP явно с расчетом выбрало новым главой Лео Апотекера», — считает Ars Technica. Напомним, Апотекер, бывший директор немецкого поставщика программного обеспечения SAP, пришел в компанию в ноябре прошлого года, сменив на этой должности Марка Херда (Mark Hurd). «Это человек с опытом работы в области софта и сервисов. Если бы руководство не желало сменить фокус, оно наняло бы другого управленца».

Несмотря на то, что рынок достаточно нервно отреагировал на смену стратегии HP (в пятницу, 19 августа, акции вендора упали на 20%), пример IBM может вдохновить акционеров, пишет Forbes. С момента смены стратегии и продажи компьютерного бизнеса IBM подорожала более чем в 2 раза, а в мае этого года ей впервые за 15 лет удалось обогнать по рыночной капитализации Microsoft.

Что будет представлять собой бизнес HP без ПК?

Вендор сконцентрируется на производстве серверов, СХД, сетевого оборудования, разработке корпоративного ПО и предоставлении облачных сервисов, таким образом, выбрав в качестве основных конкурентов IBM, Oracle, Cisco Systems, Google и других. За последние годы HP сумела накопить неплохие активы в этих направлениях: начиная с приобретения сервис-провайдера EDS в 2008 г. за $13,9 млрд и заканчивая производителем облачных СХД 3Par за $2,35 млрд в прошлом году.

Вместе с анонсом новой стратегии «без ПК» компания объявила и об еще одном важном приобретении — в течение 18 месяцев она намерена за $10 млрд поглотить Autonomy. Это британская компания, специализирующаяся на широком спектре программных решений: от систем поиска, архивирования и управления данными до решений для взаимодействия с клиентами.

Кто может купить бизнес HP?

По версии Guardian, наиболее вероятными покупателями PSG являются азиатские производители, включая Lenovo, четвертого по величине производителя персональных компьютеров в мире, и Huawei, прежде всего известного как разработчика и производителя мобильных решений и оборудования связи.

Такие компании, как Dell и Apple, вряд ли будут заинтересованы в сделке. Dell недавно сама объявила о желании сместить фокус в корпоративный сегмент, тогда как Apple в большей степени проявляет интерес к архитектуре ARM, чем к традиционным системам.

Победители и проигравшие

Больше всего пострадать от решения HP может Microsoft, так как оно заставит софтверную корпорацию пересмотреть свою стратегию, считают аналитики Directions on Microsoft. Однако стоит отметить, что фактически Microsoft себя уже обезопасила — ее грядущая операционная система Windows 8 будет поддерживать мобильные процессоры ARM и, как ожидается, с таким же успехом устанавливаться на планшетные устройства.

Решение HP — это переломный момент в истории рынка ПК, соглашаются эксперты. И победителями здесь будут те, кто одним из первых успеет адаптироваться под новые реалии. Вместе с тем ни один из аналитиков не считает, что в ближайшей перспективе ПК прекратят свое существование — они будут нужны просто потому, что пока нет ни одного устройства, способного их заменить.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *