Мир перевернулся с ног на голову: локомотивы вчерашнего дня - страны БРИК - тормозят, дела у них идут все хуже, а развитые страны потихоньку набирают обороты. США и Япония ускоряются и даже Европа приходит в себя, а Россия и Бразилия замедляются, следует из опережающих индексов ОЭСР для крупнейших экономик мира, опубликованных в понедельник. Россия не сможет долго сопротивляться кризису.
ОЭСР в понедельник опубликовала опережающие индексы роста CLI для крупнейших экономик мира. Индексы обобщают несколько показателей экономического развития, по которым можно определить динамику делового цикла. По ним можно определить динамику экономики за 6-9 месяцев до того, как случаются какие-либо события.
В индекс входят такие показатели как изменение заказов и запасов, рыночные показатели, например, цены на акции, результаты опросов уверенности бизнесменов, а также ключевая статистика.
Индекс рассчитывается для стран, входящих в ОЭСР, и шести самых крупных развивающихся стран — это, прежде всего, страны БРИК.
- В мае индекс CLI для стран ОЭСР стабилизировался на уровне 100,62 против 100,55 в апреле. Когда индекс составляет 100, значит, экономика растет на уровне тренда.
- Индекс для стран ОЭСР и шести самых крупных развивающихся стран оказался чуть ниже — 100,05 против 100,02 в апреле.
- Среди стран ОЭСР чемпионами по росту стали США и Япония. Индексы для них составили 101,05 и 101,32 в мае против, соответственно, 100,98 и 101,09 в апреле.
- Неожиданно некоторое улучшение показала и Европа. Есть шанс на то, что экономика континента, наконец, выйдет из рецессии. CLI для еврозоны составил 100,26 против 100,13.
- Из европейских стран хорошие результаты показали Германия со 100,12 и Италия с 100,33. А вот Франция чуть-чуть не дотянула до тренда с 99,46.
- CLI для Греции составил 101,54, что также говорит об оживление ее экономики. Такая же ситуация в Ирландии (101,67) и Португалии (101,31).
Развивающиеся страны не в форме
- Показатели индекса CLI для России ухудшаются с декабря прошлого года. В последний раз выше 100 индекс был в июне 2012 года. В мае этого года он составил 98,92, что говорит о серьезном замедлении экономики. В апреле его значение составляло 99,92.
- Среди стран БРИК хуже чем у России результаты только у Индии с 97,62. Однако в мае индекс вырос с 97,53 в апреле, что говорит о восстановлении экономической активности.
- Замедляется и экономика Бразилии — индекс составил 99,11 против 99,27 в апреле. Индекс начал снижаться в сентябре прошлого года.
- В Китае рост близок к значению тренда, но и здесь динамика индекса продолжает ухудшаться: 99,57 в апреле и 99,5 в мае.
Россия в тупике: старые средства для роста не работают, новых пока не придумали
Традиционные способы управления российской экономикой не работают, считают в банке HSBC — экономика замедляется, не помогут ни деньги, ни снижение налогов. Экономике изменяют ее старые союзники: высокие цены на нефть не приводят к росту, рост инфляции не ускоряет потребление. Нужно проводить реформы, хотя и они не гарантируют успех.
Мировую экономику ожидает медленное восстановление из-за неопределенности в монетарной политике США и замедления роста экономики Китая. Экономисты из HSBC снизили прогноз глобального роста до 2% в 2013 году (в мартовских оценках рост прогнозировался на уровне 2,2%) и до 2,6% в 2014 году (2,8%). Прогноз понижен, в основном, из-за снижения ожиданий (на 0,8 пп в 2013 году и на 0,5 пп в 2014) по развивающимся странам.
- Прогноз по экономике России оставлен без изменений — 2,5% в 2013 году и 2,0% — в 2014 гг. (рост ВВП России в годовом выражении замедлился до 1,6% в первом квартале 2013 года).
- Ключевыми факторам этих достижений станут хороший урожай зерновых, некоторые подвижки в глобальном экономическом росте и медленное продвижение по пути структурных реформ.
- Негативными факторами для экономики России остаются нефть, снижение доходов бюджета и инфляция.
- При этом в HSBC считают, что традиционная контрциклическая макроэкономическая политика крайне неэффективна в текущих условиях.
Традиционные рецепты не работают
- Более активное использование фискальных инструментов было бы рискованным, принимая во внимание тот факт, что целевой уровень цены на нефть марки Urals для бездефицитного бюджета в 2012 году превышал 110 долларов за баррель и продолжает расти вместе с ростом налогового бремени.
- В области денежно-кредитной политики есть некоторая возможность для смягчения, но только после того, как инфляция продемонстрирует серьезное снижение. Текущий рост кредитования — 22% в год -, в большей степени диктует необходимость ужесточения монетарной политики, нежели ее смягчения, иначе будет довольно сложно снизить инфляцию до 5% в 2014 году.
- Эти опасения заставляют ожидать совокупного снижения ставок на 100 базисных пунктов в 2013-2014 годах, а не на 150 б.п., как мы прогнозировали ранее.
- Такие меры, как снятие структурных барьеров, препятствующих бизнесу, устранение инфраструктурных преград и обеспечение эффективной защиты прав собственности в системе судопроизводства могут сделать намного больше для стимулирования роста ВВП в России, чем Центральный Банк и Министерство финансов вместе взятые.
«Однако, — отмечают в HSBC, — это долгий и сложный путь, не гарантирующий успех. Кроме того, можно столкнуться с сильным внутренним сопротивлением, ввиду вовлеченности в процесс различных сторон».
Негативный фактор №1: нефть — ненадежный союзник
Нефть — традиционный союзник российской экономики — уже не так надежен, отмечают авторы обзора.
- Цены на сырую нефть в последнее время демонстрируют тенденцию к постепенному снижению. Однако, отмечается в обзоре, одни только низкие цены на нефть не могут спровоцировать стагнацию, хотя этот фактор все еще является достаточно ощутимым препятствием для роста ВВП выше 3%.
- В то же время, риски «заражения» всего мира и цен на сырье от проблем еврозоны представляют угрозу российской экономике. По подсчетам HSBC, если цены на нефть достигнут 80 долларов за баррель (Urals), есть риск, что Россия войдет в состояние рецессии.
Негативный фактор №2: бюджетное правило не работает
- В 2013 году возникло серьезное препятствие для реализации бюджетного правила: доходы бюджета, не связанные с нефтью, прибыль от приватизации и государственные заимствования не вышли на свои целевые уровни.
- Хотя достижение целевого годового дефицита все еще возможно, данный факт значительно уменьшил объем доходов, доступных для перевода в резервный фонд, увеличив таким образом среднюю цену на нефть, необходимую для сбалансированного бюджета. Таким образом, бюджетное правило не работает так, как это планировалось.
Негативный фактор №3: инфляция — не все так плохо
- Годовой рост потребительских цен составил 7,4% в мае, ускорившись с 6,6% в декабре 2012 года. Рост данного показателя был обусловлен отрицательным циклом цен на продовольствие и повышением акциз в начале года.
- Цены на продовольствие в июне уже должны войти в нисходящую стадию своего цикла, благодаря хорошему урожаю в этом году. Это может снизить общую инфляцию на 2 пп. к июню 2014 года.
- Небольшое ужесточение монетарной политики, имевшее место в прошлом году, должно дополнительно поспособствовать снижению базовой и общей инфляции во второй половине 2013 года, делая целевой уровень инфляции в 5-6% на конец года достижимым. В то же время, достижение запланированного уровня инфляции 4-5% в 2014 году кажется более проблематичным с точки зрения денежно-кредитной политики.
Прогноз по инфляции в HSBC оставили на прежнем уровне — 6,6% в 2013 году и 5,5% — в 2014.
Moody’s: Россия не сможет долго сопротивляться кризису
Агентство Moody’s снизило рейтинги Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка, но качество работы самих банков тут почти ни при чем. Переоценке подверглась способность правительства оказать этим банкам системную поддержку в случае кризиса.
Утром в понедельник агентство Moody’s сообщило о снижении рейтинга крупнейших российских госбанков. Долгосрочные долговые и депозитные рейтинги Сбербанка переоценены с «А3» до «ВAA1», ВТБ — с «BAA1» до «BAA2», ВТБ 24 — с «BAA1» до «BAA2», Россельхозбанка — с «BAA1» сразу до «BAA3».
Раньше высокий рейтинг этих банков в значительной мере был основан на уверенности, что государство в первоочередном порядке окажет им поддержку в случае кризиса. Такая уверенность полностью не исчезла, она по-прежнему заложена в рейтинг этих банков. Но снизились возможности самого государства оказать поддержку в ухудшения экономической ситуации в стране, полагают в Moody’s.
- Бюджетно-налоговая политика правительства не позволяет долгое время сопротивляться внешним негативным шокам, например, длительному падению цен на нефть.
- Размеры суверенных фондов — Резервного и Фонда национального благосостояния — резко сократились по сравнению с докризисными временами (с 16,1% ВВП в 2008 году до 8,5% сейчас), а перспективы их наполнения в дальнейшем не ясны.
- Все это снижает уровень бюджетной стабильности. Правда, суверенный рейтинг России Moody’s пока оставляет без изменений — «Baa1» со стабильным прогнозом.
- «Собственная» кредитоспособность Сбербанка и ВТБ (без учета их возможной поддержки государством) не изменилась, прогноз всех рейтингов госбанков — «стабильный».
- В падении Россельхозбанка сразу на две ступеньки виновата кредитная политика самого банка: рост доли проблемных кредитов в его портфеле с 21% в 2011 году до 27% в 2012 году и снижение уровня достаточности капитала.
Раньше в Moody’s считали, что государство будет поддерживать Сбербанк в приоритетном порядке даже по отношению к собственным обязательствам. Этим объяснялся его необычно высокий рейтинг — выше суверенного. Сейчас такой уверенности, видимо, нет. К тому же агентство беспокоит большое количество гособлигаций на балансе этого банка.
Михаил Никитин, кредитный аналитик «ВТБ Капитал»
«Решение Moody’s нельзя назвать неожиданным: три месяца назад они объявили о пересмотре рейтингов. Таким образом они предупредили рынок о возможном понижении рейтинга. Инвесторы и сами банки могли это ожидать.
Мне кажется, снижение рейтинга крупнейшим российским госбанкам — это часть более глобального процесса, повлиявшего на изменение методологии оценки. Рейтинговые агентства в целом стали более скептически относиться к возможности государственной поддержки банков. Аналогичные действия были в отношении банков Латинской Америки, в частности, бразильских.
Связано это с тем, что глобальную популярность приобрела идея: прежде чем предоставлять госсредства, деньги налогоплательщиков для покрытия убытков банков или для поддержки их ликвидности, первый удар по докапитализации банков должны принимать на себя кредиторы, по крайней мере субординированные, но в Европе уже речь идет и о держателях старшего долга, то есть обычных необеспеченных кредиторах. Возможно подтолкнула их к этому кипрская история.
Пока нет никаких признаков, что российские регуляторы намерены следовать по этому пути. Это никак не основано на истории поддержки госбанков и банков вообще в России. В Moody’s опасаются, что такой подход будет востребован при резком падении цен на нефть.
Но рейтинговая оценка является качественной, а не количественной. По ней нельзя сказать, как изменится готовность государства поддерживать банки при том или ином падении цен на нефть, изменении размеров дефицита бюджета или объемов суверенных фондов. Привязка к финансовым показателям в отчете Moody’s полностью отсутствует.
Возможности правительства сейчас действительно меньше, чем до кризиса 2008 года. Государство будет более внимательно относиться к получателям господдержки. Но скорее небольшие банки получат меньшую помощь, чем государство отключит поддержку Сбербанка. Крупные банки в России традиционно используются в качестве канала перенаправления поддержки в реальный сектор.
Вряд ли можно считать снижение рейтинга госбанкам предвестником пересмотра суверенного рейтинга. Редко бывает, чтобы банковские команды рейтинговых агентств влияли на мнение макроаналитиков».
Михаил Матовников, гендиректор Центра экономического анализа «Интерфакса»
«Действия Moody’s, безусловно, отражают перемену мнения агентства о возможностях российского правительства поддерживать банки в долгосрочной перспективе. При этом изменилось именно мнение агентства, а не что-то другое. Правительство выражает однозначную готовность такую поддержку оказывать и объявляет приоритетом сохранение стабильности системообразующих банков.
Понятно, что на ситуацию с суверенным рейтингом России в контексте бюджетного дефицита, ожидаемого использования средств Резервного фонда, снижения темпов роста ВВП, смотрят сейчас иначе, чем пару лет назад.
Другое дело, что все рейтинги банков остались в инвестиционной категории. Это означает, что изменение стоимости заимствований будет минимальным. Те, кто инвестирует в облигации российских госбанков, конечно же, в значительной степени исходят из того, что эти банки пользуются поддержкой суверена. И о степени этой поддержки судят не только по рейтингам. По этой же причине вряд ли как-то изменится для российских банков доступ на рынки капитала».
Егор Федоров, ING Банк
«В некотором смысле это является пересмотром отношения к текущему суверенному рейтингу России. Действительно, это же история не об этих банках, а о российской экономике в целом, косвенный диагноз ей.
К 2008 году у нас были существенные резервы, которые позволили относительно безболезненно пройти через острую фазу кризиса. Вторая попытка восстановить эти резервы фактически оканчивается неудачей. Расходы государства настолько возросли, что откладывать уже не получается. Бюджетное правило если не отменено, то очень сильно смягчено. Наоборот, резервы, которые до сих пор копились, сейчас стали тратиться на текущие нужды. Отсюда подозрение, что в случае потрясений государству денег на всех не хватит. Тогда подход может оказаться дифференцированным.
Сбербанк считается из этих банков наиболее бизнесовым. Россельхозбанк — это «помойка», которая служит для обогащения определенной группы «эффективных» менеджеров. А ВТБ — это «большая помойка», которая служит для обогащения очень широкого круга лиц.
Ничего невозможного нет: ЦБ может напечатать денег столько, сколько захочет. Но объем средств, который может потребоваться для спасения всех этих банков, создаст угрозу дестабилизации финансовой системы в стране».
Ирина Валиева, старший аналитик группы «Рейтинг финансовых институтов» Standard&Poor’s.
«28 июня 2013 года мы подтвердили суверенный рейтинг России на уровне ВВВ со стабильным прогнозом. По нашему мнению, фискальные и внешнеэкономические показатели России пока обеспечивают наличие «подушки безопасности» для преодоления стрессовых ситуаций, связанных с неблагоприятными внешними шоками. Стабильный прогноз по рейтингам отражает наше мнение о сбалансированности рисков. Бюджет и экономика по-прежнему зависят от динамики цен на экспортные товары, прежде всего на нефть, но эти негативные факторы частично компенсируются относительно низким уровнем государственного долга и относительно сильной внешней позицией РФ.
Мы относим российское правительство к государствам, готовым оказать поддержку российскому банковскому сектору. Это мнение определяется текущей кредитоспособностью РФ и историческим опытом оказания поддержки банковскому сектору в период финансовых затруднений. В соответствии с этим, наше мнение о кредитоспособности банков включает фактор доступной экстренной поддержки от государства. Мы считаем, что в случае финансовых затруднений правительство по-прежнему будет оказывать поддержку крупнейшим финансовым институтам.
В рамках нашей методологии действительно существует связь между рейтингами крупнейших банков и суверенным рейтингом России, поскольку крупнейшие банки либо напрямую принадлежат государству, либо являются системно значимыми институтами, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку. В случае, если мы будем наблюдать снижение странового рейтинга, либо изменение позиции государства по вопросу поддержки сектора, мы можем пересмотреть оценку вероятности экстренной поддержки как для всего сектора в целом, так и для отдельных банков. Однако сейчас мы не видим оснований подобного пересмотра».
Читайте также:
Июньский PMI: рецессии в России нет, но рост пока неуверенный
Центробанк зафиксировал предпосылки для дальнейшего ослабления рубля
ЦБ спасает рубль: объем валютных интервенций вырос в 11 раз
Рубини: мечты сбываются, валюты обесцениваются
ING: рубль станет жертвой дорогого доллара, правительство не будет его спасать
Центробанк зафиксировал предпосылки для дальнейшего ослабления рубля
Инфляция в РФ достигла пика в 7,3%
10 важных тенденций на рынках, о которых нужно помнить этим летом
Источник: Финмаркет