MENTOR GRAPHICS В РОССИИ. 17 ЛЕТ СПУСТЯ


PDF версия

Эта беседа состоялась 6 марта в Москве на пресс-конференции, посвященной официальному открытию дизайн-центра компании Mentor Graphics в России. Неделей ранее проводилась пресс-конференция компании Synopsys, а еще неделю спустя мы встречались с представителем российского отделения Cadence. Эти компании — мировые лидеры индустрии EDA — заметно активизировали свою деятельность на российском рынке. Добавьте к этому впервые проводимый в России технический форум EDA (24 июня в Москве) и станет ясно, что интерес к EDA в России постоянно растет. Mentor Graphics появилась на российском рынке семнадцать лет назад. Сейчас у нее более девяноста предприятий-пользователей, а теперь еще и дизайн-центр. По продажам и технической поддержке интересы компании в России представляет ЗАО «МЕГРАТЕК» — официальный дистрибьютор по регионам России и СНГ. В беседе с Ханнсом Винделе (Hanns Windele), вице-президентом по региону Европа, и Джоном Айзеком (John Isaac), директором по развитию подразделения проектирования систем, мы постарались рассказать о ключевых направлениях деятельности Mentor Graphics.

Ханнс Винделе, вице-президент по региону Европа Джон Айзек, директор по развитию подразделения проектирования систем

 

— Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности компании. Каково ее положение на рынке EDA?
Х.В.: Mentor уверенно лидирует в разделах: проектирование на системном уровне и высокоуровневый синтез; расширенная функциональная верификация цифровых и аналого-цифровых СБИС; платформа D2S (Design-to-Silicon); проектирование систем на печатных платах (включая FPGA); проектирование кабельных сетей. За последние 2–3 года мы создали комплексный маршрут проектирования (частично используя наработки поглощенных компаний Summit Design и Sierra Design) — от концепции до выпуска изделия. Ранее у нас отсутствовали некоторые позиции, например, Digital ASIC Place & Route.
Mentor входит в тройку лидеров разработчиков САПР, в 2007 объем продаж составил 880 млн. долл. В 2008 г. мы ожидаем рост 4%, в основном за счет собственных разработок и частично за счет поглощения новых компаний. У нас 270 патентов. Мы имеем технологическое лидерство во многих направлениях, среди которых, помимо перечисленных выше, еще тестирование, тестопригодность и диагностика, проектирование систем на базе платформ, проектирование встроенных программных систем.
Наши дизайн-центры разбросаны по всему миру, 12 из них занимаются разработкой САПР для печатных плат. Теперь и в России мы открываем подобный центр. Mentor уделяет большое внимание динамично развивающемуся российскому рынку. Инвестиции в ДЦ составляют около 29% оборота — это очень большая цифра!

— Стоимость лицензионной САПР исчисляется многими сотнями тысяч долларов. Существует ли возможность лизинга или кредита при приобретении САПР?
Х.В.:  У Mentor Graphics есть несколько бизнес-моделей. Важная характеристика наших продуктов — масштабируемость. Мы можем предложить решения любого уровня — от дорогих, высокотехнологичных, до бюджетных. Например, стоимость группы продукции PADS (комплексный маршрут проектирования печатных плат, предназначенный для рабочих групп и индивидуальных рабочих мест инженеров) составляет всего 8 тыс. долл., в то время как продукция Expedition и Board Station уже составляет
30–60 тыс. долл. Мы условно разделяем следующие методы оплаты:
– лицензия на постоянной основе. Если требуется поддержка продукта, то мы берем дополнительный ежегодный взнос;
– оплата на короткий промежуток времени, обычно 2–3 месяца;
– временное лицензирование. Лицензия на 2–3 года. В США эта форма становится все более привлекательной. В России, в основном, покупаются постоянные лицензии.

 

— Какие меры принимаются компаниями против незаконного использования САПР? Можно ли оценить финансовые потери от пиратства?
Х.В.: У нас нет данных по финансовым потерям. Раньше в России и Китае действительно занимались пиратством. Сейчас же предпочитают приобретать лицензии. Тому есть несколько причин. Первое — государство все более внимательно контролирует законность использования программных продуктов, особенно больших компаний. Второе — техническая поддержка: в прошлом программный продукт был достаточно прост, и разработчик мог самостоятельно разобраться в нем. Сейчас без технической поддержки компании-разработчика САПР обойтись очень сложно. Мы считаем этот фактор наиболее веским аргументом в пользу легального использования САПР, и будем продолжать работать в этом направлении. И, наконец, глобальный бизнес: международные компании, открывающие представительства в России и Китае работают только с лицензионным продуктом. Проблема пиратства сейчас характерна для Вьетнама, где уровень разработок очень низкий.

 

— У Mentor Graphics обширная продуктовая линейка: от разработки и производства СБИС до разработки схем жгутов и кабельных соединений. Всем разделам уделяется одинаковое внимание или есть фокусные направления?
Дж.А.: Наши САПРы для ПП и СБИС приносят прибыль, и мы будем продолжать инвестировать в эти направления. Но мы также будем вкладывать деньги в новые перспективные технологические направления. Одно из них — разработка схем кабельных соединений и жгутов (Cable Harness) для авто- и авиапромышленности. Мы будем инвестировать в эту область, поскольку ожидаем большой рост прибыли по этому направлению. Сегодня длина проводов в автомобиле бизнес-класса составляет около 6 км. Проблема не только в длине, но и в сложности соединения различных электронных систем. Подобные задачи еще более сложны в авиации, например, проблемы не раз возникали при разработке электроники для Боинга 787, но теперь они решаются и с нашей помощью.

 

— Во время презентации Вы акцентировали внимание на анализе электромагнитных процессов в цепях высокоскоростной передачи сигналов. Подобный анализ возможен только внутри платы или и в системе из нескольких плат тоже?
Дж.А.: Да, а также и для межплатных соединений внутри стойки и для жгутов и кабельных соединений. Но для этого средства разработки должны анализировать и моделировать работу всей системы: платы, соединений от платы к шкафам или панелям и работу всей системы в целом. Мы можем делать это. Это направление очень важно для нас. Одним из основных инструментов анализа подобных систем является пакет HyperLynx. Сегодня мы работаем со скоростями 3 Гбит/с, но уже встречаются заказы, в которых скорости достигают 10 Гбит/с — растет число заказчиков в таких приложениях как телеком, беспроводная передача данных, разработки базовых станций и военных радарных систем.

 

— Отработан ли в компании САПР для проектных норм 45 нм?
Х.В.:
Платформа Calibre полностью поддерживает технологические нормы в диапазоне 45 нм и ниже. Сейчас мы существенно усилили свои позиции в проектировании на системном и функциональном уровне и, особенно, в физическом синтезе, размещении и трассировке цифровых СБИС в диапазоне 45 нм и ниже. С приобретением компании Sierra Design Automation наша компания получила технологию размещения и трассировки (пакет Olympus-SoC), значительно опережающую по своим возможностям средства от других поставщиков САПР. Среди наших партнеров в этой области компании Renesas, STMicroelectronics, Infineon, IBM, хотя они пользуются также продукцией и других компаний.

 

— Расскажите, пожалуйста, о разработках аналоговых и смешанных ИМС.
Х.В.: У нас есть продукты для проектирования чисто аналоговых схем, но в этом сегменте лидерство удерживает Cadence за счет большой существующей базы пользователей. Мы не собираемся с ними конкурировать, поскольку для полноценной конкуренции мы должны быть или в 2 раза лучше, или же значительно снижать стоимость. Совсем другая картина наблюдается в области смешанных ИМС, где мы лидируем с платформой ADVance MS. Кроме того, чисто аналоговые схемы сегодня встречаются достаточно редко, более 90% являются смешанными ИМС, включая высокочастотные блоки.

 

— Можно ли оценить совпадение результатов моделирования на стадии разработки с получаемыми на практике результатами? Меня интересуют, прежде всего, динамические параметры и энергопотребление.
Х.В.: Не могу назвать точную цифру, но считаю, совпадение составляет 98–99%. Один из методов сравнения — по так называемым критическим контрольным точкам (corner cases) при эксплуатации с максимально допустимыми параметрами — диапазон рабочих температур и другие. Совпадение результатов в этих контрольных точках дает уверенность заказчику в правильности наших продуктов. В своей презентации представитель компании Сименс говорил о совпадении результатов при первой же проверке.

 

— Планирует ли компания развивать направление системы в корпусе (System in Package)?

Дж.А.: Рыночный сегмент этой продукции пока недостаточно велик. Тем не менее, он важен. Аналогичная ситуация существует в сегменте Design For Test, куда приходится много вкладывать, а отдача пока недостаточная. Но мы продолжаем заниматься этим направлением, и у нас есть большой накопленный потенциал. Например, у Mentor Graphics уже сегодня очень сильные позиции в проектировании плат с встроенными высокочастотными блоками. Маршруты проектирования печатных плат Expedition и Board Station имеют соответствующие средства и для разработки систем в корпусе. В 2008—2009 гг. мы планируем выпустить новую, более совершенную версию этих средств. Мы будем развивать и поддерживать это направление и дальше.

 

Материал подготовил Леонид Чанов.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *