«Мегафон» обогнал конкурентов


Сотовая компания «МегаФон» по итогам I кв. 2009 г. по US GAAP стала единственным безубыточным оператором «большой тройки». В то время как МТС и «ВымпелКом» завершили квартал с чистым убытком, «МегаФон» увеличил чистую прибыль на 20,2% - до 11,1 млрд руб. Впрочем, абоненты «МегаФона», как и его конкурентов, начали экономить, в связи с чем темпы роста доходов компании снизились, а рост новых подключений замедлился.

Консолидированная выручка «МегаФона» за отчетный период упала с прошлогодних 29% до 11,7% (почти до 42,2 млрд руб.). «По темпам роста выручки «МегаФон» занял промежуточное положение, обогнав МТС (7% по России) и немного уступив «ВымпелКому» (12,3% по России от предоставления услуг мобильной связи)», – подсчитал ведущий консультант компании J’son & Partners Consulting Виталий Солонин. При этом темпы роста прибыли до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) «МегаФона» снизились. В I кв. 2009 г. EDITDA компании выросла на 10,3% по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. и составила 20,9 млн руб. В I кв. 2008 г. EBITDA выросла на 32,3% и составила более 18 млрд руб.

Темпы роста среднемесячной выручки на абонента (ARPU) «МегаФона» оказались отрицательными. Средний доход на абонента (ARPU) снизился почти на 9% – с 315,7 руб. до 256,7 руб. Упали и объемы среднемесячного трафика (MOU) компании – на 4% – с 275 до 265 минут. «Снижение MOU и ARPU в I кв. связано с негативным влиянием мирового экономического спада, что выразилось в  сокращении абонентами  привычного уровня  расходов на связь. «МегаФон» выпустил ряд предложений, направленных как раз на тех абонентов, которых затронул финансовый кризис», – сообщает пресс-служба компании. Благодаря этому сейчас, по словам пресс-службы, ситуация стабилизировалась, а операционные показатели улучшились.

Сократились и темпы роста абонентской базы оператора связи. Если в I кв. 2008 г. рост абонентской базы составил 19,3%, то за аналогичный период 2009 г. число абонентов «МегаФона» выросло лишь на 18% с 36,8 до 43,5 млн человек. При этом у компаний «ВымпелКом» и МТС этот показатель равен 17,3% и 8,7% соответственно.

«I кв. текущего года, вероятно, был самым непростым периодом в нынешнее время потрясений на глобальной макроэкономической арене. Наши абоненты начали сокращать затраты на связь, рост новых подключений замедлился, – признает  генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков. – Несмотря на сложную ситуацию на рынке в целом, команда «МегаФона» в очередной раз продемонстрировала свое умение управлять компанией, продолжая наращивать выручку и EBITDA в национальной валюте по сравнению с прошлым годом. Важно, что чистая прибыль за I кв. выросла по сравнению с I кв. прошлого года на 20,2% и значительно превышает результаты других игроков рынка».

Действительно, финансовые результаты конкурентов сотового оператора – компаний «Мобильные ТелеСистемы» и «ВымпелКом» – значительно ниже, чем у «МегаФона». «ВымпелКом» по итогам I кв. 2009 г. получил 8,5 млрд руб. чистого убытка, потеряв от курсовых разниц 23,6 млрд руб. При этом чистая операционная выручка «ВымпелКома» выросла на 30% по сравнению с I кв. 2008 г. – до 66,8 млрд руб. Показатель OIBDA достиг 32,2 млрд руб. (по сравнению с IV кв. прошлого года рост составил 5%).

МТС в I кв. 2009 г. получила убыток в размере $57,7 млн против $610,2 млн прибыли годом ранее. Как пояснил журналистам президент МТС Михаил Шамолин, чистый убыток обусловлен потерями из-за курсовых разниц. «Консолидированный чистый убыток, номинированный в долларах, составил $57,7 млн из-за курсовой разницы по номинированному в долларах долгу (без учета курсовой разницы чистая прибыль составила бы $404,7 млн)», – говорится в сообщении МТС. По состоянию на 31 марта 2009 г. общий долг МТС составил $4 млрд, 71% долга номинирован в долларах, 10% – в евро, остальное – в рублях.

По словам аналитиков, безубыточность «МегаФона» в I кв. 2008 г. связана с тем, что у компании нет большого долга. «МегаФон» не имеет такой большой долговой нагрузки, как «ВымпелКом» и МТС ($7,7 млрд и $4 млрд на конец I кв. 2009 г., соответственно), которые несли убытки за счет списания средств из-за курсовых разниц по номинированных в долларах и евро долгам», – констатирует Виталий Солонин. «Курсовая разница у МТС и «ВымпелКома» возникла именно из-за долга. А долг «МегаФона – всего $1,7 млрд, – соглашается аналитик компании «УралСиб» Константин Чернышов. – Компания нормально функционирует. Несмотря на то, что средний доход на абонента у «МегаФона» снизился за счет сезонности и кризисных явлений, у компании хорошие результаты».

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *