О планах Минкомсвязи по созданию технопарков, совершенствованию отраслевого законодательства и системы подготовки кадров, развитию научно-исследовательской работы в сфере информационных технологий рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич.
О планах Минкомсвязи по созданию технопарков, совершенствованию отраслевого законодательства и системы подготовки кадров, развитию научно-исследовательской работы в сфере информационных технологий издателю журнала «Стандарт» Ирине Глуховой рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич, отвечающий за развитие отрасли информационных технологий.
Марк Шмулевич, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ
— Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», куратором которой является Минкомсвязи, действует с 2007 года, однако прорывов с тех пор не случилось. Некоторые проекты – например, технопарк на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича – превратились в долгострой. Что было сделано не так? И чего удалось достичь за это время?
— Я бы не говорил так категорично, что прорывов в сфере развития технопарков в России не случилось. Технопарки общей площадью 250 тыс. кв. м уже функционируют в шести субъектах Российской Федерации: в Нижегородской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской областях, в Республике Татарстан и Республике Мордовия. На этих площадках работают более 650 компаний-резидентов, создано свыше 15 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. Кроме того, в этом году будет построено еще не менее 50 тыс. кв. м площадей для технопарков. Однако необходимо учитывать, что технопарк – это не просто площади, это экосистема, неотъемлемой частью которой являются серьезная образовательная база и исследовательский комплекс.
Инновации не появятся после создания инфраструктуры, для этого необходимо размещение в технопарках инновационных компаний, создающих высокотехнологичные продукты. Поэтому важно предоставлять компаниям-резидентам больше институциональных преимуществ, проработанных налоговых преференций и, конечно, налаживать связи с университетами.
При этом регион, где создаются технопарки, должен быть заинтересован в развитии вокруг них инновационных центров. В марте текущего года на заседании Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий мы приняли решение предоставлять средства из предусмотренного на 2013‑2014 годы финансирования в размере 3 млрд рублей только тем регионам, которые показали достаточную эффективность работы за предыдущий период, а остальные средства распределять на основании прозрачной конкурсной процедуры.
Таким образом, для завершения строительства технопарков средства получат Новосибирская и Самарская области, а остальные регионы, включая новые, смогут принять участие в конкурсном распределении остающихся в программе 2,715 млн рублей.
Подчеркну, что главное для развития технопарка – не строительство площадей, а создание рабочих мест. Так, победившие в конкурсах на финансирование регионы возьмут на себя обязанность обеспечить до 2015 года заполнение технопарков резидентами на 50 %, а к 2018 году – на 90 %.
— Планирует ли Минкомсвязи оказывать поддержку российским ИТ‑компаниям – разработчикам телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения в выходе на международные рынки? Какие шаги уже предприняты в этой области?
— Конечно, планируем. Уже формируется целый ряд мер системной поддержки. В частности, мы совместно с другими ведомствами прорабатываем не только маркетинговые инструменты для помощи компаниям со стороны государства, но и варианты поддержки компаний в защите прав интеллектуальной собственности за рубежом.
По патентной поддержке российских ИТ‑компаний даже есть отдельное поручение председателя правительства Дмитрия Медведева, по которому Минкомсвязи является соисполнителем. Согласно документу, до 28 мая 2013 года должно быть подготовлено предложение о разработке комплекса мер по обеспечению правовой охраны результатов перспективных коммерческих разработок российских инновационных компаний за рубежом.
В то же время мы не ставим перед собой задачу оказывать прямую поддержку компаниям, прежде всего мы должны их обучать работе вне России, объяснять процедуры и правоприменение.
— ИТ-сектор российской экономики, включая аутсорсинговую разработку ПО в интересах зарубежных заказчиков, за 20 лет вырос в серьезную индустрию. Какой вы видите роль государства в развитии отрасли?
— Действительно, рост мировой ИТ-индустрии в последние 20 лет во многом способствовал развитию и отечественного ИТ‑сектора. Россия входит в число стран с высоким уровнем развития ИТ, наряду с США, Индией и другими, а экспорт ПО стал второй по объему статьей экспорта продуктов, изготавливаемых в России, после вооружений. В этом есть заслуга государства. Важно понимать, что любое чрезмерное регулирование может помешать развитию отрасли. Наша задача – создать условия, чтобы ИТ-компании могли свободно функционировать в российском правовом поле, а также благоприятный налоговый режим. Не менее важно для развития компаний обеспечивать приток в страну квалифицированных специалистов, а не их отток.
Так, в настоящее время по закону «О страховых взносах» ИТ-компании могут пройти аккредитацию в Минкомсвязи и после этого платить страховые взносы по пониженной ставке в размере 14 %. Однако эти льготы в полном объеме действуют только до 2017 года. Мы планируем продлить срок их действия до 2020 года. Также предлагается снизить порог численности сотрудников компании, имеющей право на льготу, с 30 до 7 человек, что даст возможность небольшим организациям воспользоваться такой формой господдержки.
Кроме того, прорабатывается вопрос о введении в России специальных налоговых условий для инновационных компаний, создающих интеллектуальную собственность. Однако это, конечно, вопрос отдаленной перспективы.
— Фонд «Росинфокоминвест» де-юре существует с 2007 года, однако де-факто до сих пор не работает. Планируете ли вы вдохнуть в него жизнь или, наоборот, прекратить его деятельность?
— Мы перестраиваем работу фонда «Росинфокоминвест» в соответствии с рыночными реалиями. Уже в этом году он будет соинвестировать в проекты вместе с квалифицированными рыночными инвесторами. За принятие инвестиционных решений должны отвечать профессионалы.
— Каково значение внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в государственных органах?
— Мы поддерживаем использование любых программных продуктов, если они обеспечивают решение главной задачи – повышение безопасности и эффективности работы государственных органов. Свободно распространяемое ПО применяется в работе коммерческих и государственных структур. Речь идет, в частности, об использовании мобильных платформ, которые в основе своей поддерживают СПО, а также облачных решений, которые на стороне сервера также совместимы с СПО. Мы намерены провести экспертное обсуждение и выяснить, что именно должно пониматься под СПО и каковы границы его применения как на уровне персональных компьютеров, так и на уровне набирающих популярность мобильных платформ.
— В октябре 2012 года, после первого заседания Экспертного совета Минкомсвязи по ИТ, вы заявили, что министерство разработает проект комплекса мер по развитию отрасли ИТ. Готов ли этот документ?
— Комплекс мер уже практически готов. Обсуждение проекта состоится на ближайшем заседании Экспертного совета по ИТ, которое намечено на конец апреля. Его отличие от предыдущих инициатив заключается в системной, а не разовой поддержке развития ИТ-отрасли. Большой акцент в проекте сделан на вопросах образования и проведения научных исследований, которые являются ключевыми для развития отрасли. В частности, документ предусматривает меры, связанные с субсидированием отдельных образовательных программ, популяризацией отрасли ИТ, в нем также предложены институциональные меры поддержки.
— Будут ли заседания Экспертного совета Минкомсвязи по ИТ регулярными? Сформирован ли состав совета?
— Заседания Экспертного совета станут регулярными, а промежуток между ними будет составлять полгода или меньше. В настоящее время созданы рабочие группы по образованию, популяризации ИТ, институциональным вопросам, причем некоторые из них уже собирались в расширенном составе.
В то же время в составе совета должна происходить ротация, это позволит учитывать мнение различных сторон. Компаниям, желающим войти в состав совета, помогут активная гражданская позиция и наличие у них конструктивных предложений по развитию ИТ-отрасли.
Читайте также:
Марк Шмулевич, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ
Третьим заместителем Никифорова назначен эксперт по ГЛОНАСС, экс-глава отдела РКС
Гендиректор Yota назначен замминистра связи
Источник: ComNews.ru