Компания LASERWAR из Смоленска стала лауреатом Премии Живая электроника России-2019 сразу в трех номинациях: Глобальный бизнес, Разработка успешного потребительского товара и Приз зрительских симпатий. Как небольшой, но талантливой команде удается экспортировать свою продукцию в 83 страны мира — в интервью генерального директора LASERWAR Сергея Терещенкова
Сергей, расскажите немного о себе.
Меня зовут Сергей Терещенков, мне 34 года, я живу и работаю в лучшем городе на планете Земля – Смоленске. Это уютный город с населением 300 тысяч человек можно проехать вдоль и поперек за 15 минут. Тут очень зелено и красиво. История окружает меня буквально всюду. Смоленская крепостная стена и величественные своды Успенского собора – эта земля полна талантливых людей и занимательных историй. Одной такой историей я хочу поделиться с вами.
История о маленькой, но очень талантливой команде LASERWAR. А началось всё с университетского диплома. Тема, которую я выбрал на последнем курсе, звучит так: «Создание оборудования для военно-тактической игры ЛАЗЕРТАГ». Сразу после окончания университета мы с братом Алексеем сделали шаг, который навсегда изменил нашу жизнь. Уволились с официальных работ, сняли маленькую квартиру-офис на первом этаже многоэтажного дома и целиком посвятили себя разработке лазертаг-оборудования. Планы по созданию собственной компании появились у нас ещё за два года до этого. Но что может знать 23-летний парень о бизнесе? Практически ничего. Зато у нас были энергия и энтузиазм, а главное – наши глаза горели, мы просто грезили лазертагом.
Сколько лет существует компания LASERWAR?
В 2020 году нашей компании исполняется 12 лет.
Сколько сотрудников работает в компании?
Официально 68, с фрилансерами 82. Наша команда не ограничивается Россией, с нами работают на удаленке из разных уголков планеты.
Расскажите, пожалуйста, историю компании LASERWAR, этапы ее становления.
Наверное, история развития компании будет не так интересна, как то, что мы делаем и какие проекты реализовываем.
Как и у всех молодых компаний, у нас были как периоды бурного роста, так и периоды относительно спокойного существования. На первых порах мы росли на 1000% ежегодно. Сейчас – на 7-10% в год. И это правильно. Мы прекрасно понимаем, что рынок лазертаг-оборудования достиг пика роста три года назад и сейчас он растет качественно, заставляя нас работать над системой и структурой производства, увеличивая сложность и добавленную стоимость продукта. Это гонка на выживание, через которую проходят все предприятия: модернизация производства, уменьшение цен на комплектующие, закупка и инвестиции в новые технологии и программы. Но самое важное – повышение производительности труда, создание внутренней информационной системы ERP, CRM и т.п.
Мы не боимся конкуренции, потому что сами освоили весь технологический цикл: разработку технологий и внедрение инноваций, выпуск собственных корпусов оружия, печатных плат и написание программ как на нижнем, так и на верхнем уровне. Скоро заработает наш сервер с единой базой данных игроков в мире. К примеру, игровой клуб в Орландо сможет сразится с российский клубом в Смоленске, вызвав его на дуэль за влияние на глобальной карте. Те, кто играют в World of Tanks поймут нашу идею. Это сделает лазертаг-сообщество более мобильным. В наших планах – онлайн-трансляции чемпионатов по лазертагу. Мы убеждены, что это спорт 21 века. Уверен, что со временем он станет популярнее биатлона. Всем любителям игры, организаторам и производителям нужно набраться опыта, и это обязательно станет возможным…
Мы с братом всегда были на «ты» с IT-индустрией. Поэтому сегодня сайты LASERWAR цитируются на первых строчках «Яндекса» и Google по целевым запросам, а ведение YouTube — канала мы запустили первыми в своей индустрии.
Оговорюсь, когда отвечаешь на вопросы сам, конечно, себя нахваливаешь. В своё оправдание могу сказать, что очень сильно горжусь своей компанией и нашей командой ребят. Поэтому и хочется рассказать о том, как мы стали крупнейшим в мире производителем лазертаг-оборудования.
Главная сложность состоит в том, что производить оборудования можно много, трудясь без выходных и праздников. Только вот кто всё это будет покупать? Нам удалось решить проблему сбыта продукции. Нам есть чем гордиться и в плане маркетинга. Мы ежегодно проводим крупнейшее в мире мероприятие по лазертагу «Майские маневры». За нами ежегодное участие в пяти международных и более чем 10 российских выставках. Практически каждый месяц команда LASERWAR в разъездах и на презентациях. Мы умеем продавать себя и наш продукт.
Сейчас осваиваем VR-технологии – и на сайте, и в линейке продукции. С помощью VR мы визуализировали лазертаг-арену будущего – то есть проект, который выйдет на рынок через 5-7 лет. Сейчас активно трудимся над реализацией этой концепции.
Планирование – важный показатель зрелости предприятия.
Задач у нашей команды три года вперёд, если не больше. Мы сконцентрированы на развитии.
Помимо проектов по развитию и продвижению лазертага, сейчас мы сосредоточены на возведении собственного конструкторского бюро. Большая стройка стартует в этом году. Это будет здание площадью в 1000 квадратных метров с очень высокой степенью интеграции производственных процессов. Планируется, что там будут не только склады, производственные цеха и площадки, но и переговорные комнаты, лучшая в городе фотостудия, а также столовая и тренажерный зал для сотрудников. Мы всем коллективом ждём это здание, так как из нынешнего офиса давно выросли. После переезда прошло три года, и старое здание уже не отвечает всем потребностям производства и не вмещает всех сотрудников.
На какой элементной базе производится аппаратура компании?
Россия, Китай, США, Корея, Германия. Материалы идут из 16 стран мира. Все, что можно, по максимуму берем у нас. Однако мы понимаем, что не имеет смысла покупать наши транзисторы и резисторы – экономика в коммерческой продукции не сходится. Китайские дешевле. А вот, к примеру, Bluetooth-чипы заказываем в Америке, и когда были введены санкции, мы тоже пострадали. Но успешно преодолели и этот барьер: те же чипы перепродает Китай. Выход найдется всегда. К слову, от санкций мы пострадали дважды. Первый раз, когда продали концерну «Калашников» наши комплекты «Лазерного биатлона». С нами связался латвийский банк и попросил закрыть все счета. В результате пострадали европейские клиенты, переводить оплату стало сложнее.
В принципе, мы успешно справляемся с любой сложностью. Серьёзных проблем не вижу – есть задача, берём и решаем её.
Какова примерно серийность производства?
Порядка 500 единиц лазертаг-оружия в месяц.
Существуют ли ограничения использования вашего оборудования в зависимости от условий окружающей среды: влажности, запыленности, температуры?
Некоторые параметры ограничиваются применяемыми электронными компонентами. Как правило, они индустриального диапазона, кроме фотодатчиков. У них указана температура -25С, но по факту можно играть и в -30С. Что касается плюсовых температур, то ограничение в +40С считаю нормой.
При игре возможны механические удары, попадание грязи и воды на корпуса изделий. Предназначены ли приборы для жёстких условий эксплуатации? Требованиям каких стандартов, в том числе, и международных, отвечают изделия компании?
Наша электроника достаточно простая, мы её лакируем в три слоя и корпусируем достаточно надёжно, чтобы она не боялась уличной эксплуатации, вибраций и ударов. Мне приходилось слышать мнение о том, что прокатное оборудование ломается постоянно. В нашем же случае ломаться нечему. Массогабаритные корпуса реального оружия в одних моделях могут лишь гнуться. А специальный пластик в других выдерживает нагрузки гораздо большие, чем металлические копии из Китая и Европы. Для понимания специалистам: ударная вязкость по Изоду в пластике наших корпусов более 46 единиц. Чтобы быть уверенными в своей продукции, мы регулярно проводим краш-тесты – сбрасываем игровые комплекты с 9 этажа, давим их БТРами и внедорожниками. Не верите – на YouTube всё есть.
Насколько исключены ложные срабатывания датчиков от внешней засветки?
Эту проблему решила компания Vishey, выпустив датчики в внутренней АРУ. Мы не управляем этим процессом, а берём уже фильтрованные данные. Это упрощает приемную часть и позволяет создавать датчики с индикацией диаметром в десятки миллиметров. Фактически игроки целятся в небольшие датчики на повязке или жилете. Их внешний вид очень даже аутентичен.
К слову, мы создавали собственные уникальные лазертаг-жилеты, всё шьем в нашем ателье. Таким образом, когда я говорю про полный цикл производства, я не приукрашиваю.
Мы рисуем концепты будущих продуктов так же, как это делают в крупных компаниях по всему миру. Вначале на бумаге, потом в 3D-среде. Если надо, анимируем процессы. Затем следует работа в инженерном ПО, заказ пресс-форм, и через полгода получаем готовые корпуса с уникальным дизайном.
Я убеждён: дизайн продает. Без по-настоящему крутого дизайна нет смысла выпускать продукцию на новые, высоко конкурентные рынки. Эргономика не менее важна, из-за неё мы переделываем проекты десятки раз, пока не добьемся высокого показателя. Возьмите за пример Dyson, Mersedes, или Apple. Разница между ними и их конкурентами очевидна и она отнють не в только в цене или бренде.
Можно ли связать оборудование компании с гаджетами игрока во время игры?
Проще чем кажется. Сейчас мы интегрировали Bluetooth-чипы 5 поколения. Но используем их не на все 100%. В будущем напишем ПО, которое позволит каждому игроку видеть себя на поле боя. А недавно освоили новые RF чипы которые транслируют данные на 4км, потребляют минимум энергии, но самое классное что разработка ПО занимает очень мало времени благодаря готовым SDK и тестовым наборам. Сейчас уже достаточно просто брать самые последние решения и чипы с макетками и внедрять их в свои проекты. Куча готового кода, и Хабрахабр в помощь.
Какой гарантийный срок и срок службы?
24 месяца на наши уникальные модели оборудования. Уникальные – это те, корпуса которых мы сами производим, они созданы специально под серийное производство, именно под лазертаг-индустрию. Поэтому они популярны. Фактически мы создали основную линейку продукции и на ней зарабатываем. А остальные 90+ моделей оборудования для эстетов и ценителей военно-тактического лазертага.
Расскажите о планах вашей компании на ближайшие два года, о планах по дальнейшему развитию экспорта.
Сейчас уже 83 страны мира покупают нашу продукцию. В планах – захватить рынок США. Специально под него мы запускаем в серию модель АР-15. Эта винтовка – просто сплав всего нашего опыта и современных технологий. Три года наша команда создавала это оружие. Впервые будут созданы новые сценарии «АК-15 «Ратник» против АР-15 «Рейнджер», так сказать реверанс в сторону современной геополитики. Это наше уникальное коммерческое предложение, шанс на завоевание Америки.
Наша компания и команда растут. Через пару лет у нас будет работать более 100 сотрудников, будет реализовано порядка 40 проектов. Мы создадим лиги лазерного биатлона и спортивного лазертага, новый тип аттракционов для аренной лазертаг-индустрии и обязательно снабдим нашу армию лазертаг-комплексами для тренировок.
В перспективе у нас – регистрация трёх новых торговых марок и поставки оборудования нашим силовым структурам.