Кризис малой кровью


Компании заняты сокращением издержек, а не оптимизацией

Отсутствие плана снижения затрат, акцент на сиюминутную выгоду, а не на перспективу, нацеленность на сокращение затрат, а не их оптимизацию за счет роста эффективности – вот основные особенности подготовки российских компаний к кризису. Таковы результаты опроса руководителей трех десятков отечественных компаний, проведенного КПМГ. Менеджмент не отдает себе отчета в глубине кризиса, отмечают авторы: многие ждут, что он будет коротким, и надеются пересидеть малой кровью. Эксперты советуют решать проблему сокращения издержек в комплексе и в среднесрочной перспективе.

Половина опрошенных используют наиболее очевидные пути сокращения затрат, начав экономить на инвестициях в производство. Меньше всего сокращение затрат коснулось сбыта и продвижения продукции, поскольку они формируют текущий поток доходов. 40% респондентов признались, что сейчас они заняты сокращением затрат, а не их оптимизацией, что было бы более важно в долгосрочной перспективе. Кроме того, КПМГ отмечает невысокий уровень организации процесса сокращения затрат в целом.

«Существуют значительные различия в стратегиях, направленных на сокращение и оптимизацию затрат», – говорит партнер группы повышения эффективности бизнеса КПМГ в России и СНГ Ховард Полиньски. Например, при сокращении затрат на персонал наиболее распространенный метод – сокращение определенного процента персонала. «Но у компании могут возникнуть риски потери ключевых сотрудников и увеличения затрат после роста производственных показателей», – пояснил г-н Полиньски.

Гендиректор ЗАО «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк объясняет стремление сократить расходы, а не искать пути их оптимизации необходимостью быстрого принятия решений в условиях кризиса. Кризис имеет несколько стадий. В первой стадии, как сейчас, предприятия ощущают нехватку оборотных средств и падение спроса. Компании стремятся свернуть инвестпроекты, отправить персонал в частично оплачиваемые отпуска, заморозить выплату бонусов.

Во второй стадии кризиса структура экономики изменится и предприятиям нужно будет проводить оптимизацию. «При сокращении издержек необходимо создавать комплексные программы на основе детального анализа влияния отдельных мероприятий на бизнес компании как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе», – пояснил директор департамента управленческих технологий и проектирования учетных систем ЗАО «АКГ «РБС» Денис Шальнев. При этом нужно назначить ответственных, определить реальные сроки и ресурсы, необходимые для осуществления запланированных мероприятий. «В среднесрочной перспективе нужно думать о том, какое место должна занять компания в изменившемся мире», – убежден Дмитрий Шустерняк.

Чтобы оптимизировать затраты, нужно менять стратегию компании, говорит г-н Шустерняк. «До недавнего времени наша экономика росла настолько быстро, что мы могли позволить себе иметь неэффективное производство, – пояснил эксперт. – То, что на Западе производят 150 человек, у нас делали 2000». В России на любом промышленном предприятии потенциал сокращения затрат около 30%, говорит эксперт. Хотя главная опасность будет в том, что при оптимизации под сокращение попадет производственный персонал, а не административный.

Кроме того, многие менеджеры еще надеются, что кризис будет недолгим, говорит г-н Шустерняк. Они не верят, что экономика станет другой, а потребительский угар пойдет на убыль.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *