Кризис и мировое контрактное производство электроники


PDF версия

В статье проанализированы сервисы контрактного производителя электроники, которые позволяют игрокам этого рынка не просто выживать в период кризиса, но и наращивать свою привлекательность для заказчиков.

Мировой экономический кризис затронул все стороны нашей экономической жизни. Не обошел он стороной и контрактное производство электроники. Что изменилось за последний год у большей части игроков этого рынка? Какие пути развития видят контрактные производители? Наметились ли направления выхода из состояния стагнации?
Если принять за точку отсчета кризиса в мировом контрактном производстве электроники вторую половину 2008 года, то за прошедшее время — год с небольшим — можно отметить ряд его последовательных фаз.
Первая фаза — разрастание кризиса. В 4-м квартале 2008 года, по оценкам ряда экспертов, общий объем продаж мирового рынка электроники по сравнению с 4-м кварталом 2007 года сократился на 6%. Самое масштабное падение показал декабрь, особенно в странах Юго-Восточной Азии, ориентированных на производство потребительской электроники. Российский рынок контрактного производства в этот период характеризовали следующие черты:
– потеря крупных заказчиков;
– увеличение доли мелких заказов;
– невозвраты денежных средств;
– снижение прибыльности;
– сокращение расходов;
– смена поставщиков или пересмотр соглашений со старыми поставщиками;
– замораживание заработных плат;
– уменьшение бюджета.
Единственным стабильным островком в этот период, как показала практика, остаются нишевые рынки — систем безопасности, телекоммуникации, медицинской электроники, промышленной автоматики, оборонной промышленности.
Вторая фаза — первое полугодие 2009 года — поиски выхода из кризиса. Вторую фазу можно охарактеризовать как поиски «быстрых решений» для преодоления кризисных явлений — краткосрочные инвестиции. Производители прилагают наибольшие усилия в освоении новых рынков, расширении продуктовой линейки, расширении спектра услуг. Своевременный набор этих краткосрочных инвестиций — рецепт, позволяющий выйти из кризиса контрактным производителям с большим потенциалом роста, расширенной клиентской базой и новыми предложениями. В то же время, нельзя забывать и о долгосрочных инвестициях в улучшение производственного процесса, повышение квалификации сотрудников и обновление оборудования, что позволит сократить издержки производства и, тем самым, увеличить привлекательность и конкурентоспособность на рынке.
Для того чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, контрактные производители вынуждены увеличивать число и качество сервисов, предоставляемых заказчикам, при этом, ряд сервисов заказчик готов оплачивать, а часть — нет. Сервисы, которые заказчик готов оплачивать, развивают предприятие, создают дополнительные рабочие места, повышают привлекательность производителя на рынке. Сервисы, которые заказчик не готов оплачивать, заставляют производителей сокращать свои издержки, как правило, зачастую за счет будущего развития.
Исходя из анализа сложившейся в настоящий момент практики, можно отметить ряд сервисов, которые заказчик сегодня готов оплачивать:
– дизайн и редизайн печатных плат и электронных устройств, корпусов и упаковки;
– подготовка производства;
– программирование микроконтроллеров;
– все виды испытаний;
– специализированную упаковку;
– логистические услуги.
С другой стороны, перечислим сервисы, которые заказчик сегодня не готов оплачивать:
– комплектация под спецификацию;
– инженерная поддержка;
– плановые поставки;
– складское хранение;
– отсрочка платежа;
– упаковка и т.д…
Можно отметить и тот факт, что из кризиса российский контрактный производитель выйдет, с одной стороны, как более привлекательный для заказчиков за счет широкого спектра услуг, с другой — с еще большими издержками в ценообразовании, ложащимися на его прибыль. Выход из этой ситуации видится в более тесной кооперации производителей и поставщиков с наращиванием ключевых компетенций каждого.
Безусловно, кризис изменил и требования заказчиков к контрактным производителям. Сегодня заказчик хочет участвовать в управлении цепочками поставок комплектующих, в управлении планированием производственного цикла, возможностью выбора контрактного производителя с лучшим оборудованием, персоналом и менеджментом, в управлении качеством выпускаемой продукции.
Учитывая вышеперечисленные изменения на рынке, а также требования заказчиков, контрактные производители с целью роста собственной конкурентоспособности пересматривают стратегии своего развития: наращивают предоставляемые сервисы, кооперируются с производителями и поставщиками, специализируются на более динамично и стабильно развивающихся отраслях, повышают качество сервисов, производства, отделяют бизнес-процессы собственного производства от бизнес-процессов контрактного производства.
Таким образом, суммируя все вышеизложенное, освоение новых рынков, расширение продуктовой линейки, спектра услуг, кооперации позволит контрактным производителям выйти из кризиса обновленными, с новыми предложениями и с большим потенциалом.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *