Краудфандинг: как толпа устроит инновационную революцию


Новые технологии - это не только инновационные электронные гаджеты, но и новые способы финансирования инновационных продуктов. Толпа мелких инвесторов сегодня успешно заменяет банкиров и корпорации, помогая финансировать стартапы, которые завтра приведут к новой научно-технической революции.

США находятся на пороге формирования нового рынка. Совсем скоро краудфандинг из благотворительности превратится в полноценный инструмент для финансирования бизнеснесменов на ранних стадиях, утверждают экономисты из Университета Торонто. Помощь толпы приведет к резкому всплеску прорывных технологий.

Краудфандинг начинался как обычная благотворительность. Повсеместное проникновение интернета позволило традиционному способу сбора денег в складчину выйти на новый уровень. В 1997 году фанаты британской рок-группы Marillion провели в сети кампанию по сбору средств на финансирование гастрольного тура группы. За короткое время им удалось собрать $ 60 тысяч. Спустя 15 лет идею народного финансирования на вооружение взял бизнес.

  • В 2012 году предприниматель Эрик Мигиковски искал средства на производство своего изобретения — часов Pebble, позволяющих управлять гаджетами. Несмотря на солидный опыт работы в IT-компаниях, бизнес-ангелы из Силиконовой долины выдали бизнесмену только 375 тысяч долларов.
  • Тогда Мигиковски решил собрать недостающие 100 тысяч, прибегнув к помощи толпы. Он запустил кампанию по поиску инвесторов на сайте Kickstarter — краудфандинг-платформе, популярной среди музыкантов. Каждому пожертвовавшему 120 долларов Мигиковски обещал прислать по паре часов Pebble. Необходимую сумму бизнесмен собрал за 2 часа. Через 37 дней на его предложение откликнулись почти 70 тысяч человек, а собранные средства превысили 10 миллионов долларов.

Народные инвесторы

Мигиковски был первопроходцем, но совсем скоро народное финансирование станет серьезным инструментом для стартаперов, уверены экономисты Эйджей Агравал и Кристиан Каталини из Университета Тороно.

  • Интернет позволяет снизить временные и финансовые затраты для поиска подходящих инвесторов. Возможность пожертвовать даже небольшую сумму на развитие проекта приводит к тому, что количество потенциальных спонсоров увеличивается в сотни раз.
  • Народные инвесторы не просто дают деньги, но могут еще и поучаствовать в развитии проекта, предлагая свои идеи.
  • Кроме этого, сбор средств на запуск проекта в сети — это еще и маркетинговое исследование в режиме реального времени. Чем больше людей готовы профинансировать производство товара, тем большим спросом он будет пользоваться на рынке.
  • Успешно проведенная кампания по краудфандингу в конечном итоге может привлечь и профессиональных инвесторов. Так и произошло с Эриком Миговски. После ошеломительного результата на Kickstarter ему удалось собрать еще 15 миллионов долларов через традиционные каналы финансирования.
  • Внедрение модели краудфандинг приведет к увеличению объема капитала, тратящегося на инновации, считают ученые.
  • Если американцы потратят всего 1% своих инвестиционных активов для финансирования бизнеса путем краудфандинга, то рынок стартапов вырастет на 300 миллиардов долларов.
  • Финансирование не ограничено географически. Статистика сайта Sellaband (краудфандинг-платформа для музыкантов) показывает, что 86% средств приходит от людей, находящихся более чем в 100 километрах от создателя проекта.

Чем толпа инвесторов хуже нескольких банкиров

Впрочем, у этого метода есть и свои недостатки.

  • В отличие от обычных способов финансирования проектов, краудфандинг не предполагает строгой отчетности и бухучета. Поэтому уровень риска для народных инвесторов довольно высок.
  • Многие проекты плохо просчитаны, а ожидания создателей часто оказываются слишком завышенными. 84% из 50 самых финансируемых проектов Kickstarter пропустили делайны по запуску производства. Тот же Миговски не успел разослать часы своим спонсорам в срок.
  • Отчасти эту проблему должен решить принятый в 2012 году закон о финансировании бизнеса на раннем этапе (Jump-start Our Business Startups (JOBS) Act). В нем прописаны права и обязанности краудфандиндеров.
  • Народные спонсоры не лишены стадного чувства. Люди в два раза охотней дают деньги на проект, уже собравший 80% необходимой суммы, чем на проект, который собрал только 20% средств.
  • Друзья и семья играют ключевую роль на ранних стадиях сбора средств. В начале цикла финансирования непропорционально большую долю составляют средства друзей и семьи предпринимателя. Только со временем, когда проект выходит на новый уровень, у него появляются незнакомые создателю инвесторы.

Читайте также:
«Умные» часы Pebble, созданные на «деньги народа», поступили в продажу
Как отличить стартап от обычной компании?
Рынок носимых смарт-устройств переживает расцвет
Создан беспилотный автомобиль на российском сверхдешевом компьютере
Российский разработчик крохотного компьютера за сутки получил заказов на 140 тыс. долл.
Одноплатный компьютер Raspberry Pi выходит на глобальный рынок
Первая в мире «открытая» игровая консоль Ouya, соданная на краудфандинговые инвестиции, вышла в продажу за 100 долл.
Умные гаджеты: вибровилку с Bluetooth профинансируют на Kickstarter
На Kickstarter профинансируют велосипедный руль с GPS
На Kickstarter профинансируют «самую маленькую в мире зарядку»
Профинансированный «народом» супергаджет задерживается

Источник: Финмаркет

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *