Контрактное производство потребительской электроники: Калининградская область vs материк


PDF версия

В статье рассматривается сложившийся на сегодняшний день рынок контрактного производства потребительской электроники в России в общем и условия работы контрактных производителей в Калининградской области в частности. Анализируются меры государственного стимулирования, факторы, благоприятствующие производству, таможенные и административные барьеры.


Ситуация на рынке контрактного производства потребительской электроники в России

Текущее состояние дел на рынке контрактного производства потребительской электроники в России является достаточно тяжелым. Из более чем полутора десятков заводов, вовлеченных в этот сегмент на начало 2009 года, к настоящему моменту в состоянии активной работы находится менее половины. Остальные предприятия либо законсервированы на неопределенный срок, либо находятся в близком к этому состоянии.
Отмена 10%-ной пошлины на ЖК и плазменные панели (Постановление №659 от 11.09.2008) не привела к обещанной революции на этом рынке. Напомню, что на конференции в Санкт-Петербурге год назад отмена пошлины была объявлена сторонами, активно ее [отмену] лоббировавшими, как передовое решение, которое должно привести к прорыву в индустрии контрактной сборки электроники и стать катализатором создания т.н. «электронного кластера» в Санкт-Петербурге, что было также поддержано выступлениями представителей властей Санкт-Петербурга. По прошествии чуть более года с момента принятия постановления мы можем уже оценить последствия этого решения. Крупнейшие международные компании Flextronics и Elcoteq, анонсировавшие бурный рост индустрии, вызванный отменой пошлины, ими же и инициированной, за этот период не только не произвели ни одной единицы продукции, но, в конечном итоге, просто свернули свою деятельность на российском рынке. Лишь компания Jabil, также проявлявшая заинтересованность в отмене пошлин, запустила производство в небольших количествах на одном конвейере на арендованных площадях на территории складского комплекса в Тверской области в августе 2009 года.
Фактически же, обнуление пошлин на панели привело к следующим последствиям:
– Появление на территории России ряда достаточно мелких предприятий, предлагающих свои услуги по простейшей отверточной сборке без какого-либо обеспечения качества процессов по сверхнизкой цене (реально такие компании не могут быть интересны по качеству предлагаемых услуг крупным международным клиентам, однако вполне могут заинтересовать небольших российских заказчиков продукции нижнего ценового сегмента, для которых фактор стоимости услуги безотносительно к ее качеству является решающим при принятии решения о размещении заказов);
– Вынужденное снижение стоимости услуг калининградских заводов в ответ на появившиеся предложения как со стороны реально созданных сборочных цехов низкого уровня, так и со стороны «виртуальных» заводов международных компаний-производителей (стоимость сборочной услуги с середины 2008 года по сегодняшний день снизилась в среднем в 2,5 раза).
Отмечу основные негативные факторы, определяющие состояние рынка:
1) Глобальный экономический кризис, негативно повлиявший на спрос со стороны конечных потребителей продукции.
Прогноз: общий объем продаж ТВ-приемников в России в 2009 году уменьшится на 35—40% по сравнению с 2008 годом (с 7,5 миллионов штук до ориентировочно 4,7 миллионов штук при максимальной совокупной расчетной мощности заводов, расположенных на территории России, включая собственные заводы компаний Samsung и LG, в 9-10 миллионов штук в год).
2) Большой объем нереализованных товарных запасов, произведенных в 2008 году, на начало 2009 года (по разным оценкам, количество ТВ, произведенных/ввезенных в 2008 году, но не реализованных на 1 января 2009 года, составило от 1 до 1,5 миллионов единиц продукции).
3) Наличие избыточных (незагруженных) производственных мощностей на собственных заводах компаний-брендодержателей в Восточной Европе и ЮВАО в сочетании с недостаточно высокой импортной пошлиной в России.
В условиях кризиса собственные производственные мощности вендоров, ранее ориентированные на удовлетворение потребностей местных рынков, остаются незагруженными, и во избежание дорогостоящих сокращений рабочей силы на своих предприятиях эти компании предпочитают отменять заказы на контрактное производство в России, и импортировать в нашу страну продукцию, произведенную на других их (в первую очередь, восточноевропейских) заводах, выплачивая ввозную пошлину. Несмотря на то, что уровень пошлин на телевизионную технику был повышен с 10% до 15% (Приказ ФТС РФ 273 от 31.03.09), он все еще остается недостаточно высоким для того, чтобы стимулировать заказчиков размещать заказы на производство техники под собственной маркой для российского рынка на российских предприятиях. Для сравнения: для защиты отечественных производителей электроники Белоруссия повысила пошлины до 40% (фактически заградительного уровня).

Условия работы контрактных производителей в Калининградской области

Прежде чем перейти к рассмотрению ситуации на рынке Калининградской области, рассмотрим более подробно общие условия работы контрактных производителей в режиме ОЭЗ.
Для удовлетворения требований закона об ОЭЗ и, соответственно, получения права на пользование льготами по беспошлинному ввозу комплектации для производства товаров на территории ОЭЗ, предприятие должно удовлетворять следующим требованиям:
– объем инвестиций должен составить не менее 150 миллионов рублей за период не более 3 лет с момента включения предприятия в Реестр резидентов ОЭЗ;
– для продуктов переработки на территории ОЭЗ необходимо изменение таможенных кодов для всех ввезенных материалов и комплектующих на уровне первых четырех знаков кода;
– достижение определенной глубины переработки и сложности технологических операций, устанавливаемых ТПП совместно с таможенными органами (в частности, для ТВ требуется локальная набивка функционально значимых плат с применением технологии поверхностного монтажа).
При удовлетворении этих требований на всю комплектацию, ввозимую в режиме ОЭЗ, не уплачивается импортная пошлина, а на произведенную продукцию выдается сертификат происхождения в ОЭЗ, разрешающий свободный вывоз товара на остальную территорию России.

Обзор рынка контрактного производства электроники на территории Калининградской области (особой экономической зоны)

Теперь рассмотрим более детально ситуацию на рынке контрактного производства непосредственно на территории Калининградской ОЭЗ.
На начало 2009 года, по данным Калининградской ТПП, на территории нашей области насчитывалось 11 предприятий, активно работающих в сфере контрактного производства потребительской электроники. На этих предприятиях трудилось около 15 000 человек (без учета предприятий-смежников). К настоящему моменту общее количество работников, задействованных в этой сфере, не превышает 3000 человек.
Совокупный объем производства снизился в 3 раза по сравнению с 2008 годом (с 5,5 миллионов штук до менее чем 2 миллионов).
Помимо проблем, озвученных ранее и являющихся общими для всех контрактных производителей, ситуация для Калининградских предприятий осложняется дополнительными факторами:
1) Уже упомянутая выше отмена 10-процентной пошлины на ЖК и плазменные панели, составляющие в среднем 60% в цене телевизора. Другими словами, продукция калининградской сборки, до этого момента имевшая около 10% ценового преимущества по отношению к продукции, произведенной в «материковой России», после обнуления пошлин на панели, сохранила не более 4% преимущества за счет сохранения ввозных пошлин (средневзвешенно, 10%) на прочие комплектующие.
2) Возможная отмена пошлин на прочие комплектующие для производства электроники.
В связи с дальнейшими усилиями некоторых компаний, направленными на отмену пошлин на остальные комплектующие, действие закона №16-ФЗ об Особой Экономической Зоне (ОЭЗ) в Калининградской области будет практически сведено к нулю. Дело в том, что согласно закону №16-ФЗ о Калининградской ОЭЗ, как уже было упомянуто выше, предприятия-резиденты Калининградской области для того, чтобы воспользоваться преференциями ОЭЗ относительно таможенных пошлин на комплектующие, должны выполнить целый ряд жестких требований, касающихся как инвестиций в развитие инфраструктуры, так и глубины и уровня технологической переработки. Для удовлетворения этих требований было закуплено самое современное дорогостоящее оборудование, организовано обучение персонала, все производственные процессы были выстроены в соответствии с самыми высокими требованиями, предъявляемыми заказчиками. Теперь же, в случае вероятной отмены пошлин на все комплектующие, любому предприятию, расположенному в любой точке РФ, будет достаточно производить простейшие операции отверточной сборки для получения тех же самых условий по таможенным платежам, которые предприятия Калининградской ОЭЗ получают в результате выполнения строгих требований по уровню технологической переработки.
Таким образом, эти условия станут избыточными, и наработанный за 10 лет технологический потенциал останется невостребованным. При этом конкурировать с заводами-сборщиками, расположенными на «большой земле», по стоимости выполнения простейших технологических операций по сборке калининградские предприятия будут не в состоянии в связи с более дорогостоящей и сложной логистикой, обусловленной географическим положением Калининградской области.
Кроме того, обнуление пошлин на комплектующие приведет к тому, что процесс развития смежных отраслей будет практически остановлен.
Таким образом, очевидно, что дальнейшее обнуление пошлин на комплектующие является нецелесообразным, но если этот процесс все же продолжится, то необходимо провести внедрение системы требований по локализации (доли комплектующих, произведенных на территории РФ), обязательной для исполнения всем предприятиям, расположенным на территории РФ.
3) Более сложные таможенные процедуры.
Процесс таможенной очистки для комплектации, ввозимой в режиме ОЭЗ, является более сложным и долгим по сравнению с работой в регулярном таможенном режиме. Для его проведения требуется большая работа по подготовке сопроводительной документации и оформлению деклараций, а также проверке ввозимой комплектации.
Кроме того, обязательный процесс написания экспертных заключений и получения сертификатов происхождения на каждую производимую партию удлиняет и удорожает цепочку поставок.
Далее, при отправке произведенной продукции в Россию также требуется полноценное таможенное оформление груза для транзита через территорию других стран.

Меры государственного стимулирования

Меры государственного стимулирования являются очевидными и успешно применяются в других отраслях: это повышение пошлин на готовую продукцию (для обеспечения локального производства), а также сохранение пошлин на комплектующие (для стимулирования развития смежной инфраструктуры в противовес простейшим отверточным операциям).
Прямые финансовые инвестиции со стороны государства в нашу отрасль не требуются.

Факторы, благоприятствующие и препятствующие производству; таможенные и административные барьеры

Среди факторов, благоприятствующих сохранению и дальнейшему развитию индустрии контрактной сборки электроники на территории Калининградской области, можно выделить следующие:
– Наличие реальных производственных площадок, оснащенных современным оборудованием для производства потребительской электроники и бытовой техники любого уровня сложности (см. рис. 1 и 2);
– Наличие хорошо обученного персонала с практическим опытом и высоким уровнем квалификации (см. рис. 3);

Рис. 1. Новый производственный корпус компании «Телебалт»
Рис. 2. Производственный цех
Рис. 3. Одна из сборочных линий предприятия

– Построение логистического (см. рис. 4 и 5), информационного, производственного и финансового процессов согласно постоянно усложняющимся требованиям заказчиков мирового уровня (10 лет контрактного производства);
– Более дешевая и быстрая (по сравнению с «материковыми» производителями) входящая логистика: 3 незамерзающих порта, гибкость при выборе пропускных пунктов для автомобильного транспорта из Польши и Литвы, близость заводов к пунктам таможенной очистки, а также к европейским поставщикам комплектации;
– Сложившаяся инфраструктура, предоставляющая в т.ч. большие возможности по локализации (тара, пена, печатная продукция и т.д.).
Среди факторов, препятствующих развитию производства в Калининградской области, помимо ранее упомянутых глобальных факторов, сдерживающих развитие индустрии в целом, можно отметить также:
– Высокий уровень конкуренции, вызванный большой концентрацией предприятий на территории Калининградской области, обладающих большим объемом неиспользованных производственных мощностей;
– Отсутствие достаточной гибкости (большая часть существующего оборудования рассчитана на производство ограниченного перечня типов продукции: ТВ, МВ-печи, DVD-проигрыватели, пылесосы и т.п.);
– Наличие административных и таможенных барьеров, существенно влияющих на жизнедеятельность предприятий.

Рис. 4. Склад комплектации
Рис. 5. Склад готовой продукции

Очень часто требования государственных органов (в первую очередь таможенных) к оформлению документов не носят системного характера и не озвучиваются заранее. Приведу частный пример. Одну из наиболее серьезных проблем в 2009 году создала ситуация, когда таможенный орган посчитал, что селектор каналов (тюнер), до того занимавший рядовое место в длинном списке многочисленных комплектующих, используемых при производстве телевизионной техники, следует классифицировать по тому же самому таможенному коду, как и готовое изделие. Такая трактовка просто-напросто делает невозможным продолжение деятельности по производству телевизоров в режиме ОЭЗ.
В таких условиях даже те объемы заказов, сильно сократившиеся после начала экономического кризиса, которые все же удается получить, не выполняются в срок, т.к. постоянно возникающие новые требования таможенных органов сильно затрудняют и замедляют процесс таможенной очистки. Эти факторы, естественно, сильно подрывают доверие зарубежных партнеров к дальнейшим перспективам Калининградского кластера по производству электроники. Кроме того, дополнительные проверки, назначаемые таможенными инспекторами на регулярной основе при ввозе комплектации и вывозе произведенной продукции, запросы о предоставлении большого объема документации усугубляют ситуацию и вызывают дополнительные затруднения. Для иллюстрации: при вывозе одного транспортного средства, загруженного телевизорами одного наименования, пакет сопроводительной и разъяснительной документации, предоставляемой по требованию таможенных органов, может состоять из более чем 500 листов.

Перспективы рынка

На сегодняшний день наблюдается определенная сегментация предприятий, предлагающих свои услуги по контрактному производству потребительской электроники.
Крупные предприятия, обладающие серьезным технологическим и техническим потенциалом, стабильным положением, более ориентированы на иностранных заказчиков, предъявляющих серьезные требования по уровню технологии, качеству процессов и контролю.
В то же время, мелкие площадки, уступающие в общем уровне организации и качестве предлагаемой услуги, могут предлагать более выгодные финансовые условия за счет более низкого уровня собственных затрат, требующихся для поддержания деятельности завода, что может быть привлекательно для российских компаний, работающих в нижнем ценовом диапазоне.
Как пример, приведу краткие сведения о компании «Телебалт» – современном высокотехнологичном предприятии. Мощности завода позволяют производить более 12 тысяч единиц продукции в день при двусменной работе на восьми конвейерах, что составляет более 2,8 миллионов единиц продукции в год при 5-дневной рабочей неделе.
В 2008 году на нашем заводе было произведено более 2,5 миллионов ТВ, что составило 48% от общего количества телевизионных приемников, произведенных на территории РФ или 36% от всего российского рынка ТВ техники (см. табл. 1):
Численность персонала в периоды высокой загрузки предприятия достигала 3000 человек.
В число наших клиентов входили в 2008 году или входят в 2009 такие компании, как PHILIPS, JVC, HITACHI, BEKO (GRUNDIG), HYUNDAI, SAMSUNG, TCL (THOMSON), TOSHIBA.
В настоящий момент на предприятия трудится около 1700 человек. Годовой объем произведенной продукции в 2009 году ожидается на уровне 950 тысяч единиц.

Таблица 1. Рынок ТВ России в 2008 г.

Млн. шт.

%

Всего рынок ТВ-техники в России в 2008 г.

7,5

100

Из них сделано в России

5,2

69

Из них сделано на заводе «Телебалт»

2,5

36

Итак, в нынешних условиях основной задачей для компаний, занятых на рынке контрактного производства потребительской электроники, является выживание, т.е. обеспечение постоянной загрузки производства на уровне, позволяющем компенсировать постоянные затраты на функционирование предприятие, в особенности в период низкого сезона, и достижение положительных финансовых показателей в период высокого сезона. (Рынок потребительской электроники, в первую очередь рынок ТВ, как его основная часть, имеет ярко выраженную сезонность: в первое полугодие продается около 30% годового объема, а во второе, соответственно, – 70%)
Успешная стратегия, по нашему мнению, в настоящее время должна включать в себя следующие элементы:
– Наличие собственного бренда, позволяющего более гибко планировать равномерную загрузку предприятия и снижающего зависимость от наличия и объема внешних заказов;
– Эффективная работа по снижению издержек предприятия с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения более низкой себестоимости на единицу продукции (оптимизация организационной структуры, отказ от непрофильной деятельности, гибкость при управлении численностью персонала, пересмотр нормативов использования расходных материалов, внедрение принципов «бережливого производства», уменьшение технологических потерь, повышение производительности труда, повышение качества работы и, как следствие, снижение уровня брака, повышение качества складского хранения и учета, и т.д.);
– Участие в низкомаржинальных проектах;
– Гибкость и быстрота реагирования на запросы клиентов;
– Удовлетворение требований существующих и потенциальных клиентов по организации ИТ-системы, складского учета, отчетности по контролю качества процессов и произведенной продукции, сертификация ISO (в т.ч. по Системе Экологического Менеджмента ISO 14001);
– Основные усилия должны быть направлены на удержание и укрепление позиций в профильном сегменте, однако возможности развития новых направлений всегда следует рассматривать, при условии наличия достаточных ресурсов и отсутствия конфликта интересов с ключевыми направлениями;
– Гибкость при управлении собственными производственными мощностями.
В настоящее время планы следует рассматривать в кратко- и среднесрочной перспективе (1-2 года). Наше предприятие имеет четкое видение по 2010 году, однако, на наш взгляд, в условиях достаточно большой неопределенности, которая сейчас существует на рынке (в т.ч. в связи с возможным изменением условий в части тарифной политики государства как в ту, так и в другую сторону), разработка детальной долгосрочной стратегии не имеет смысла, т.к. она будет пересматриваться неоднократно. Тем не менее, для обеспечения долгосрочных перспектив, мы уже сейчас выстраиваем процессы на уровне, заданном мировыми лидерами рынка по производству электроники, для обеспечения конкурентоспособности в случае их активизации на российском рынке. Все это позволяет нам смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.
Как вариант, мы рассматриваем и возможности кооперации с материковыми контрактными производителями электроники. Разумеется, это не касается производителей, работающих в том же самом сегменте (сборка потребительской электроники, в первую очередь – ТВ), так как в этом случае речь идет о конкуренции, и необходимости в сотрудничестве, как с той, так и с другой стороны, нет. Однако, в случае предприятий, работающих на материке в других сегментах, например, в области производства промышленной электроники, мы видим базис для возможного сотрудничества. В частности, калининградские производители могут предложить потенциальным партнерам большой опыт работы как по набивке плат высокой сложности, так и по финальной конвейерной сборке большого объема продукции. Со стороны материковых производителей могут быть предложены возможности по более высокому уровню технологии в сегментах, в которых калининградские предприятия не имеют практического опыта, возможности по более глубокой локализации отдельных элементов, близость к конечному потребителю.
В любом случае, конструктивная конкуренция и возможное объединение технологий могут и должны обеспечить рост технологического уровня российской электроники и повышение его конкурентоспособности.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *