Конференция «Российская электроника»: Нам бы для начала догнать Бразилию…


21 апреля в Москве прошла конференция "Российская электроника", организованная газетой "Ведомости". На ней, в частности, была представлена стратегия развития отрасли на ближайшие 10 лет, сформированная отделением по радиоэлектронике общероссийской общественной организации "Деловая Россия".

В этом году конференция собрала около 100 представителей отрасли, включая нового главу «Росэлектроники», представителей министерств, госкорпораций, многочисленных коммерческих предприятий и отраслевых ассоциаций.

Конференция «Российская электроника» 2016 года (кликните на картинку для увеличения)

Cтратегическим видением того, что должно произойти с отраслью к 2026 г., на IV ежегодной конференции «Российская электроника» поделился председатель отраслевого отделения по радиоэлектронике общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Безруков.

«Была проделана существенная аналитическая работа с участием сообщества, в которое вошли более 50 компаний. Отраслевая стратегия — это некое гармонизированное видение частного и окологосударственного сегментов рынка», — сказал Андрей Безруков. По его словам, накоплено большое количество статистического и аналитического материала, на основе которого сделаны определенные целевые прогнозы. В ближайшее время они будут представлены на других отраслевых мероприятиях. «Полностью отраслевая стратегия будет готова, скорее всего, к лету. Она появится в широком доступе и в обязательном порядке будет направлена в Министерство промышленности и торговли РФ», — сказал Андрей Безруков на конференции.

Основная цель данной стратегии — увеличение доли России на мировом рынке электроники с 0,4% (показатель на данный момент) до 2,5% к 2026 г. при сохранении темпов роста отрасли не менее 10% ежегодно. По мнению создателей стратегии, главная задача — сделать отрасль привлекательной для частных инвесторов и интегрироваться в мировой рынок в качестве поставщика продукции. Стратегия развития также подразумевает ряд подходов к регулированию отрасли.

Генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский, принимавший участие в разработке стратегии, отметил, что заявленный показатель — 2,5% на мировом рынке электроники к 2026 г. — это уровень, на котором находится Бразилия. «Почему бы нам не сделать то же самое? Я думаю, что у нас может получиться гораздо лучше», — сказал он.

Еще одной целью является принятие мер, необходимых для того, чтобы доля экспортных доходов в выручке российских компаний, работающих на рынке электроники, превысила доходы от внутреннего рынка. Среди задач, обозначенных в стратегии: сделать отрасль привлекательной для частных инвесторов, интегрироваться в мировой рынок в качестве поставщика продукции, а также расширить масштабы бизнеса лидеров отрасли и масштабы инвестиционных проектов.

По словам Ивана Покровского, большая часть предприятий отечественной отрасли электроники сейчас работает в рамках гособоронзаказа и пару лет рынок будет стабилен. «Скорее всего, после окончания программы перевооружения в 2020 г. объем рынка начнет сокращаться. Насколько — мы представить не можем. Вместе с тем гражданские сегменты рынка имеют потенциал к развитию», — сказал Иван Покровский. Он добавил, что крупный российский бизнес должен быть заинтересован в инвестициях в российское производство.

«Необходимо, чтобы российские производители смогли предложить интересные для крупного бизнеса стратегии развития, и хотелось бы, чтобы государство эти стратегии поддержало», — отметил Иван Покровский. Кроме того, по его мнению, государство должно заняться регулированием торговли — таможенных пошлин на импортную электронную продукцию, а также сокращением административных барьеров.

В свою очередь генеральный директор холдинга «Росэлектроника» Игорь Козлов напомнил о правилах Всемирной торговой организации (ВТО), которые не позволят решить проблему с таможенными пошлинами. «Введения пошлин на ввоз конечной радиоэлектронной продукции не получится. Это те правила, по которым мы вступили в ВТО», — сказал он

Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Хохлов, говоря о представленной стратегии развития отрасли, заметил, что у многих крупных компаний и так есть долгосрочная программа развития на 5-10 лет. Кроме того, он обратил внимание на то, что в стратегии основной упор делается на развитие экспорта.

«Для того чтобы развивать экспорт надо иметь продукт, с которым на экспорт можно выходить. Объем экспорта сейчас минимален», — сказал Сергей Хохлов, добавив, что доля гражданской продукции в общем объеме радиоэлектронной промышленности сейчас — менее 10%. «Когда у нас будут готовы продукты, с превеликим удовольствием выйдем вовне, но продукта пока нет», — отмечает он.

Кроме того, Сергей Хохлов заявил, что объем отрасли по итогам года вырос более чем на 30%. «Такого нет ни в одной отрасли. Да, это в большей степени рынок военных, но этот рынок достаточно стабилен. Поверьте, он будет стабильным и после 2020 г. и до 2025 г.», — сообщил Сергей Хохлов.

Материалы конференции будут доступны на сайте «Ведомостей»

По ссылке ниже можно скачать нашу собственную аудиозапись всех трех сессий конференции (100 МБ):

Сессия 1, сессия 2, сессия 3, все сессии одним архивом.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *