iPhone тяжело приживается на рынке сотовой связи


Популярный во всем мире смартфон Apple в России расходится неважно: за первые три месяца его продаж реализовано максимум 120-180 тыс. трубок. Такими темпами МТС, «Вымпелкому» и «Мегафону» будет непросто исполнить обязательство перед Apple и продать за три года 3,5 млн iPhone 3G, сообщает газета «Ведомости».

Старт легальным продажам iPhone 3G в России был дан в ночь со 2 на 3 октября. Но в отличие от США, где люди проводили в очередях за этим телефоном по много часов, у офисов трех российских сотовых операторов – «Вымпелкома», МТС и «Мегафона» (дистрибуторы iPhone 3G в России) – очередей в ту ночь не наблюдалось.

Всего, по оценке Mobile Research Group (MRG), за IV квартал 2008 г. в России было продано 89 тыс. трубок iPhone 3G. Это немного, если учесть, что всего российские операторы обязались приобрести у Apple в ближайшие три года 3,5 млн iPhone. Из них 1,5 млн приходится на «Вымпелком» (должны быть закуплены в течение двух лет) и 1 млн – на МТС (срок – три года), рассказывали ранее «Ведомостям» близкие к этим операторам источники. «Мегафон», по данным его отчетности за III квартал 2008 г., обязался выкупить у Apple 1 млн. этих телефонов в течение двух лет. Таким образом, чтобы избежать убытков, «Вымпелкому» нужно начиная с IV квартала 2008 г. продавать по 187,5 тыс. iPhone в квартал, МТС – по 83 тыс., а «Мегафону» – по 125 тыс.

Представители самих сотовых компаний говорят, что соглашение с Apple запрещает им раскрывать результаты продаж iPhone. Сама Apple также не раскрывает данные о продаже продуктов в отдельных странах, говорит ее представитель Бетан Лайод. А менеджеры, близкие ко всем трем российским операторам, считают оценку MRG заниженной. С октября 2008 г. в России продано минимум 120 000 iPhone 3G, уверен один из них, причем примерно 60 тыс. пришлось на долю только одного оператора. Другой собеседник «Ведомостей» оценивает совокупные продажи на середину января в 180 тыс. трубок. Впрочем, эти показатели все равно ниже тех, исходя из которых составлялись соглашения с Apple, признают собеседники «Ведомостей».

Причина невысокого спроса, по мнению ведущего аналитика MRG Эльдара Муртазина, – наличие на руках у россиян большого количества серых аппаратов iPhone, ввезенных еще до начала официальных продаж; их, по оценке Муртазина, примерно 500 тыс. По функциям эти телефоны мало чем отличаются от официальных iPhone 3G (разве что не поддерживают связь третьего поколения), замечает эксперт, а по некоторым характеристикам легальный iPhone даже хуже серого: например, его корпус выполнен из пластика вместо металла.

Вдобавок, продолжает Муртазин, из-за фиксированных цен на iPhone ритейлерам не очень выгодно продавать этот аппарат. Представитель «Телефон.ру» Людмила Игнатьева это подтверждает, добавляя, что декабрьские продажи модели Nokia 5800, наценка на которую выше, оказались сопоставимы с продажами iPhone.

Большинство ритейлеров оценивают продажи телефонов Apple еще более скромно, чем MRG. Оценка MRG завышена примерно на 10%, считает пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова.

«Связной», говорит его представитель Елена Ноготкова, продал 23 тыс. iPhone 3G, и это примерно 30% всего рынка (т.е. общий объем продаж, по версии «Связного», – 76,6 тыс.). А председатель совета директоров сети «Белый ветер цифровой» Юрий Дубовицкий верит оценке MRG. Представитель лишь одной из опрошенных «Ведомостями» дистрибьюторских компаний считает, что оценка в 89 тыс. трубок занижена: по его сведениям, количество активаций sim-карт, продаваемых вместе с iPhone, только за октябрь — ноябрь 2008 г. превысило 100 тыс. Это значит, что на деле трубок было продано еще больше, ведь многие вставляют в iPhone старые sim-карты, замечает он. Впрочем, он допускает, что операторы все равно остались недовольны результатом: они могли бы продать еще больше, если бы не кризис, из-за которого им пришлось сократить расходы на рекламу iPhone, а многим ритейлерам – закупать меньше этих телефонов.

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *