Бессенсорное управление электроприводами позволяет отказаться от применения датчиков на эффекте Холла, что, в свою очередь, позволяет уменьшить размеры, снизить стоимость, а также повысить общую эффективность системы. В статье обсуждаются особенности бессенсорной технологии управления бесщеточными электроприводами постоянного тока для автомобильных приложений. Статья представляет собой перевод [1].
Чтобы достичь высокой эффективности при управлении бесщеточными электроприводами, требуются точные данные о точках переключения. Обеспечить это можно двумя способами. В первом случае, чтобы определить положение ротора, применяют датчики на основе эффекта Холла. При таком методе конструкция электроприводов и насосов получается достаточно громоздкой и сложной, и это не считая значительных затрат на сами датчики. Более того, при реализации управления топливными насосами с использованием датчиков переключения, потребовалось бы обеспечить их изоляцию от агрессивной топливной среды, и поэтому их применение в этом случае даже не рассматривается.
Второй способ — бессенсорный — детектирует точки переключения, используя обмотки статора. Эта технология свободна от недостатков первого метода и в последние годы используется в автомобилях высокого класса, главным образом, в водяных и топливных насосах, вентиляторах системы охлаждения двигателей и в нагнетателях систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (см. рис. 1).
В первом поколении бессенсорных решений точки переключения определялись путем измерения противо-ЭДС свободно вращающейся катушки. Для приложений, чувствительных к шуму, таких как нагнетатели систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, применялось синусоидальное BLDC-управление, называемое также управлением синхронными индукторными двигателями с постоянными магнитами (PMSM).
![]() |
Рис. 1. Водяной насос с интегрированной в него электроникой
|
В PMSM вместо свободно вращающейся катушки используется управление с ориентацией по полю, которое называется также векторным управлением. При данном методе управления используется множество шунтовых входов, а также DSP, которые увеличивают стоимость разработки, закупки компонентов и тестирования системы до такого уровня, что синусоидальное управление электроприводами целесообразно использовать только в моделях высшего класса. Кроме того, вместе с управлением с ориентацией по полю необходимо применять схему с использованием датчиков для надежного старта и работы электропривода на низких скоростях.
На основе опыта создания первых поколений таких систем был разработан широкий спектр специализированных микросхем (ASSP) и алгоритмов управления, которые позволили распространить бессенсорную технологию управления бесщеточными электроприводами на другие приложения, снизив при этом сложность разработки и стоимость компонентов.
В качестве примера рассмотрим управление автомобильным насосом подачи топлива с контролем скорости. В так называемой механической безвозвратной системе подачи топлива (Mechanical Returnless Fuel delivery Systems — MRFS) давление топлива регулируется механически, так что электроприводы не замечают существенного изменения нагрузки, и изменение скорости нужно только для оптимизации расхода топлива и продления срока службы, а не для быстрой реакции в режиме реального времени. В этом случае достаточно использовать стандартный 6-ступенчатый режим детектирования противо-ЭДС по прохождению через нулевой уровень, или так называемый режим блокирования.
Единственной проблемой здесь остается надежный и быстрый запуск. В современных решениях все еще нередко используется предварительная установка положения ротора электропривода во время запуска. В процессе установки положения ротора бесщеточный электропривод дважды запускается в шаговом режиме, чтобы обеспечить правильное направление вращения. Запуск выполняется в режиме без обратной связи путем приложения максимально допустимого тока, чтобы скорость мотора максимально быстро возросла до уровня, когда можно зафиксировать противо-ЭДС.
Если в системе детектирование сигнала противо-ЭДС недоступно, то для определения положения ротора проводят измерение индуктивности катушки статора, или так называемое измерение удельного магнитного сопротивления (reluctance sensing). BLDC-контроллер MLX81200 компании Melexis способен измерять удельное магнитное сопротивление с применением фирменной бессенсорной технологии TruSense. Для малоинерционных приложений, например, для топливных насосов, контроллер MLX81200 измеряет удельное магнитное сопротивление, чтобы сократить время запуска с 200 мс до ~50 мс. Если удельное магнитное сопротивление измеряется при запуске и в процессе ускорения электропривода, то время запуска также существенно уменьшается, делая данные приложения весьма надежными.
При быстром ускорении/торможении или из-за случайных изменений давления пересечение нулевого уровня при детектировании противо-ЭДС может произойти вне диапазона измерений. Контроллер MLX81200 измеряет фазовые напряжения и на их основе экстраполирует момент пересечения нулевого уровня. Это обеспечивает надежное детектирование пересечения нуля, даже если оно происходит вне измеряемого диапазона (см. рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Фазовое интегрирование гарантирует сопровождение пересечения нулевого уровня в условиях большой нагрузки для узкого диапазона измерений и надежную работу в режиме «по требованию» (синяя линия: напряжение противо-ЭДС, розовая линия: ток фазы)
|
Чтобы гарантировать надежную работу при весьма низких скоростях, в контроллере MLX81200 выполняется интегрирование напряжения противо-ЭДС с помощью фазовых интеграторов. При малых скоростях интегрирование напряжения приводит к усилению амплитуды сигнала противо-ЭДС, обеспечивая при этом фильтрацию каких-либо импульсных помех. Как правило, применение фазовых интеграторов позволяет снизить минимально возможную рабочую скорость электромотора в 2–4 раза с помощью классической схемы управления.
С другой стороны, при максимальных скоростях пересечение нуля может быть скрыто импульсом обратного хода. Технологии с использованием компараторов могут лишь приблизительно определить момент пересечения нуля, что ограничивает максимальный крутящий момент и приводит к росту его пульсаций. Измерения фазового напряжения позволяют точно экстраполировать момент пересечения нуля. В исключительных случаях, например, когда водяной насос работает на максимальной тяговой нагрузке, эффективность электропривода может снижаться. Тогда фазовые интеграторы позволяют ускорить работу электропривода, увеличив угол опережения в ущерб эффективности мотора, не учитывая при этом возможность маскирования импульса обратного хода.
Поскольку бессенсорная технология TruSense на зависит от диапазона измерения противо-ЭДС, обеспечивая надежное детектирование пересечения нуля, максимальная скорость электропривода также может быть увеличена путем использования перекрывающихся положений ротора электропривода. Перекрытие положений ротора может быть реализовано с помощью так называемого трапецеидального управления, которое позволяет снизить пульсации крутящего момента, акустический шум и кондуктивное излучение электромагнитных помех.
Технология TruSense может быть применена и при синусоидальном, или PMSM-управлении, когда уровень шума является критичным параметром для системы (см. рис. 3). Поскольку все больше электроприводов используются в автомобиле для оптимизации топливной экономичности, они увеличивают электрическую нагрузку на аккумулятор. Чтобы минимизировать эту нагрузку, следует использовать любую возможность для снижения минимальной рабочей скорости электропривода. Отношение минимальной к максимальной скорости вращения электропривода (RPMmin/RPMmax) называют динамическим диапазоном. В системах с использованием топливного насоса технология TruSense, реализованная в контроллере MLX81200, существенно увеличивает динамический диапазон: для технологии TruSense RPMmin/RPMmax = 5% (400 об/мин/8000 об/мин) против 22% (1800 об/мин/8000 об/мин) для обычных решений на базе DSP.
![]() |
Рис. 3. Классификация бессенсорных BLDC-приложений
|
Применение BLDC-управления в гидравлических системах позволяет отказаться от дорогих датчиков давления. На основе данных о скорости вращения и крутящем моменте электропривода с учетом температурных условий и на базе параметров насоса можно обеспечить контроль давления жидкости в системе.
Ключевой проблемой реализации гидравлических насосов с использованием бессенсорной технологии является надежный и быстрый запуск в условиях изменения нагрузки в широких пределах. Например, 500-Вт насос коробки передач должен увеличить давление до 12 бар за время, не превышающее 50 мс при температуре –40ºC, когда вязкость масла весьма высока, а также при максимальной температуре двигателя, когда вязкость масла существенно снижается.
Контроллер MLX81200, в котором применена бессенсорная технология TruSense, позволяет надежно реализовать эти требования.
Определение положения ротора электропривода
Возможность измерения удельного магнитного сопротивления при низкой скорости вращения электропривода в сочетании с измерением противо-ЭДС на более высокой скорости позволяет современным бессенсорным BLDC-контроллерам типа MLX81200 точно отслеживать положение ротора во всем диапазоне скоростей вращения независимо от величины приложенной нагрузки. Бессенсорная технология находит применение не только в системах для управления насосами и вентиляторами, но и в системах определения положения ротора.
Ключевой идеей в этом случае является использование алгоритмов бессенсорного детектирования положения ротора, расчет и настройка нужного положения актуатора, что необходимо при управлении вентилями и клапанами двигателя или при регулировке положения автомобильных кресел. В качестве примера подобных приложений можно привести также управление клапанами в системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (см. рис. 4).
![]() |
Рис. 4. Клапан системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на базе бессенсорного BLDC-управления электроприводом с коммуникационным интерфейсом LIN
|
Передача по каналу обратной связи информации с сенсоров BLDC-электроприводов в электронный блок управления требует применения жгута из 12 проводов и столько же разъемов на плате блока управления. При этом каждый вывод разъема и каждый сенсор являются потенциальными источниками отказа в системе.
Устранение коммутационных датчиков на эффекте Холла и уменьшение размеров разъемов не только снижают стоимость, но и уменьшают размеры приводных механизмов. Заменив сенсорные драйверы на контроллер MLX81200, можно оптимизировать стоимость приложения и его надежность, а также освободить электронный блок управления от задач управления электроприводами.
Кроме того, контроллер MLX81200 способен увеличить максимальную скорость электропривода и снизить уровень электромагнитных помех благодаря интеллектуальным методам управления, в частности, использованию перекрывающихся положений и формированию тока, о чем и шла речь выше.