Цифровая система сближения «Курс-НА» рискует взять курс на…


Грузовой КА «Прогресс М-15М» сегодня не смог пристыковаться к МКС из-за технической неисправности новой радиотехнической системы сближения «Курс-НА», но это лишь результат «перестраховки» ее разработчиков из НИИ точных приборов.

В соответствии с программой работ на транспортном грузовом корабле «Прогресс М-15М» 24 июля были запланированы сближение и повторная стыковка транспортного грузового корабля с Международной космической станции (МКС) с целью отработки перспективной системы сближения «Курс-НА». Процесс стыковки на участке дальнего автономного сближения протекал штатно. Затем, когда «Прогресс» находился на расстоянии 161 км от станции, система управления движением «Курс-НА» корабля сформировала команду на запрет последующих операций, в связи с чем сближение было приостановлено. Как сообщается, при попытке активировать систему «Курс-НА» в ней обнаружились неполадки, что повлекло автоматическую отмену стыковки. Сейчас корабль находится на безопасном расстоянии от станции и готовится повторить задачу — новая попытка стыковки будет предпринята вслед за анализом возникшей проблемы и разработкой методов ее устранения.

Вместе с тем, источники в ракетно-космической отрасли утверждают, что данную ситуацию некорректно называть нештатной — это «нормальная рабочая ситуация». Корабль «Прогресс М-15М» мог не пристыковаться к МКС не из-за технических проблем, а потому, что разработчики «Курс-НА» хотели подстраховаться, в связи с чем процесс сближения и стыковки корабля со станцией был прерван. «Любая система имеет право сбоить, это вполне нормальная рабочая ситуация. Что-то нештатно пошло, может быть использовали новые алгоритмы стыковки. Думаю, что в ближайшее время все станет ясно. Кстати, в советское время подобные ситуации случались периодически, — сказал источник, пожелавший остаться неназванным. — Мне кажется, что здесь могла иметь место не техническая неисправность, а, скорее, перестраховка разработчиков. Может быть, если бы сближение было продолжено, все закончилось бы нормально. Но, чтобы не допустить каких-то нештатных ситуаций, было принято решение прервать процесс сближения и стыковки и увести корабль на безопасное расстояние. Это нормальное явление при тестировании любых систем, и такая ситуация возможна. Это, конечно, неприятная ситуация, но испытания на то и испытания, чтобы проверить, и если возникают какие-то неисправности, устранить их в дальнейшем».

Ситуацию с первой тестовой попыткой повторной пристыковки к МКС с помощью «Курс-НА» некорректно называть нештатной, заявил РИА Новости другой эксперт. По его словам, российский ЦУП постоянно проводит апгрейд ряда систем космических кораблей и это нормальная практика. «Так же принято и в других областях — например, в IT. При этом никто не кричит на весь мир о неизбежных трудностях, произошедших в ходе скучных плановых испытаний очередной модернизированной версии процессора, например, для планшетника. Всех интересует конечный результат, поэтому разработчики космических систем тоже имеют право тестировать новые системы столько, сколько потребуется, и не оповещать о каждом своем шаге общественность. Главное требование — безопасность, и при тестировании «Курс-НА» она была соблюдена полностью: в случае неудачи корабль может быть всегда снова пристыкован к станции с помощью основной системы «Курс».

Разработчиком системы «Курс-НА» (НА — новая активная) является ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов» (НИИ ТП, Москва).

Особенностью «Курса-НА» является почти полный отказ от аналоговой обработки сигнала и передача этой функции микропроцессорам. По сравнению с «Курсом-А» аппаратура «Курса-НА» весит в двое меньше, является более точной, а ее энергопотребление снижено втрое. После успешных испытаний «Курс-НА» будет устанавливаться как на грузовых «Прогрессах», так и на пилотируемых «Союзах», сообщил руководитель полетом российского сегмента Международной космической станции (МКС) Владимир Соловьев. Эта система третьего поколения должна прийти на смену активной радиотехнической системе «Курс-А», часть аппаратуры которой еще с советских времен производится на Украине (киевский «Элмис»). К первому поколению относится система «Игла», применявшаяся в космосе в 1967–1990 гг., ко второму – система «Курс», работающая на орбите с 1986 года.

Оборудование для «Курса-НА» изготавливается полностью в России с использованием современной элементной базы. Работы по созданию аппаратуры для новой системы велись в НИИ ТП с 2003 года. Руководителем направления является Сергей Медведев. Антенне АО-753А, представляющей собой малоэлементную антенную решетку с фазовым управлением, предстоит заменить сразу две антенны (2АО-ВКА и АКР-ВКА) системы «Курс-А». Ее производство организовано на Ижевском мотозаводе «Аксион-холдинг». В отличие от 2АО-ВКА новой антенне не требуется перевода в закрытое положение перед стыковкой, чтобы не повредить элементы конструкции станции.

Внутри «Прогресса М-15М» находится контейнер К1-753А с вычислительной аппаратурой системы «Курс-НА». После стыковки с МКС российские космонавты подключат его к системе управления движением и навигацией корабля.

Повторная попытка стыковки «Прогресса» с МКС будет осуществлена 29 июля с помощью этой же системы сближения. Остается пожелать, чтобы система «Курс-НА» оказалась «новой активной» с первого раза, а не превралилась в долгострой «Курс-НА X», где X – порядковый номер очередной модификации.

Источник: РИА Новости

Читайте также:
Полет космических аппаратов может тормозиться излучением их электроники
Космические державы и претенденты на это звание
Более половины микросхем «Фобос-Грунта» нельзя было использовать для космоса
Перспективы развития электронных компонентов для бортовой аппаратуры космических систем
Демонстрация возможностей роботов NASA в космосе
Россия предлагает разработать правила космического движения

1 комментарий
  1. патриот Реальный
    патриот Реальный
    25.07.2012 в 08:42

    О названии. Кто придумывает такие названия: «Фобус-грунт» (грунт — ассоциация с падением), «Курс-НА», сразу хочется добавить «Х», ассоциация с «Куда-нибудь»?

    Ответить
Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *