Авторынок России отброшен на 5 лет назад


В России от кризиса регионы страдают гораздо сильнее, чем финансовые центры страны. Несмотря на то что кредит ударил, как считается, по банковской и финансовой системе, крупные города, где сосредоточены банки, не испытывают таких проблем, как регионы. Впервые Москва и Петербург заняли более половины российских продаж иномарок.

Общее падение рынка иномарок по итогам I квартала нынешнего года составило 38,6%. При этом в центре России продажи сократились на 33,8%, а на северо-западе – всего на 29,5%. Эти сведения приводятся в новом ежемесячном обзоре автомобильного рынка России, подготовленном аналитическим агентством «Автостат». Как отмечают специалисты, ситуация и дальше будет развиваться по новому сценарию и регионы будут проседать гораздо сильнее по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом.

Аналитики отмечают, что наиболее сильно от кризиса пострадали авторынки на Урале (-50,1%), в Поволжье (-47,5%), на Дальнем Востоке (-46,7%) и на юге России (-44,9%). Так, например, в Ростовской области за первые три месяца 2009 года было продано 6730 новых иномарок – на 55,4% меньше, чем годом ранее. В Свердловской области падение составило 52,5% – там реализовано 9260 автомобилей иностранных марок. Чуть меньший уровень снижения продаж отмечен в Татарстане (-49,4%, 6870 машин) и Башкортостане (-48,1%, 5600 автомобилей). Значительно «сдали позиции» крупнейшие рынки Приволжского ФО – Самарская и Нижегородская области, где продажи иномарок в I квартале снизились на 45,9% (до 7870 автомобилей) и 42,1% (до 7230 единиц) соответственно. А в Пермском крае наблюдается рекордное падение реализации новых иномарок: местным дилерам удалось продать всего 3490 машин, что на 66,2% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

В то же время несколько лучше обстоят дела у дилеров Москвы (-34,5%, 137 550 автомобилей) и Санкт-Петербурга (-31%, 31 350 машин). Кстати, на их долю сейчас приходится 52% от общего объема продаж иномарок – 40,8% и 11,2% соответственно. Годом ранее их доля в общей структуре региональных продаж была на несколько процентов меньше. Таким образом, число иномарок, проданных в двух столицах, впервые превысило объемы реализации во всех остальных регионах. Среди крупных российских регионов специалисты агентства «Автостат» выделяют только Краснодарский край, где показатели реализации новых иномарок оказались лучше, чем в среднем по рынку, – 32,7% и 8450 машин. Аналитики также говорят о наметившейся тенденции увеличения доли продаж новых иномарок в Сибири и на Дальнем Востоке. Хотя в абсолютных значениях на эти два федеральных округа пока приходится менее 5% рынка новых иномарок.

Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг» Анна Синявская, продажи новых иномарок будут и дальше сокращаться, поскольку снижается платежеспособный спрос со стороны населения. «Проще говоря, людям не на что покупать машины, кроме того, доходы сокращаются, безработных становится все больше и больше, – отмечает Анна Синявская. – Кроме того, в мае-июне вырастут цены на автомобили, поскольку у дилеров заканчиваются старые запасы, сделанные еще до введения новых пошлин и по старым ценам. Трудно сказать, в каком именно регионе это будет сильнее ощущаться, могу назвать только общие ориентиры: количество безработных, состояние кредитной системы, уровень доходов населения».

По мнению аналитика РБК, каждый регион надо оценивать именно с помощью этих трех показателей. Конечно, есть еще и специфика, присущая каждому конкретному региону. Например, Дальний Восток традиционно мало потреблял новых иномарок, в основном это были подержанные праворульные машины. «Рынок новых иномарок сократится в 2009 г. примерно на 46-48%, а учитывая состояние регионов, можно прогнозировать, что в целом в регионах продажи новых иномарок сократятся на 56-58% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.», – говорит Анна Синявская.

Что касается дальнейших прогнозов, то, по мнению специалистов, рынок возвращается в 2004-2005 гг. (по объему продаж новых иномарок и по географической централизации – тогда на Москву и Санкт-Петербург приходилось около половины всех продаж новых иномарок). «Это естественно, поскольку в двух столицах уровень доходов и возможность взять автокредит гораздо выше, чем в большинстве регионов, – отмечает Анна Синявская. – Что касается рынка в целом – довольно пессимистичные ожидания, поскольку предпосылок для роста продаж новых автомобилей крайне мало».

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *