Анализ подготовки специалистов для предприятий радиоэлектроники


Остётся единственный путь по целевой специализации студента под конкретные места для предприятий радиоэлектроники - начиная с третьего курса обучения в университетах. В этом случае представится возможность удовлетворить требования работодателя к уровню подготовки молодого специалиста для работы на предприятиях радиоэлектроники.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), к которым относятся многие хозяйствующие субъекты радиоэлектронной промышленности, постоянно требуют притока молодых специалистов. Это связано с тем, что при наличии на этих предприятиях высококвалифицированных специалистов, численность которых составляет около 30% от общего числа работающих, интенсивно внедряются инновационные, прорывные и оборонные технологии, которые затем с изменениями распространяются на другие хозяйствующие субъекты для выпуска гражданской продукции. Анализ также показывает, что перечень специальностей всех работающих на предприятиях радиоэлектроники составляет 40 наименований, поэтому подготовку специалистов для предприятий радиоэлектроники представляется возможным оптимизировать (1). Вопрос анализа квалифицированной подготовки специалистов требует особого внимания как со стороны вузов, так и со стороны предприятий. Последнее связано не только с успешностью работы хозяйствующего субъекта, но и с возможностью развития инновационной экономики страны, создания конкурентоспособных систем и продукции, а также успешной деятельности предприятий на внутреннем, внешних рынках и повышения обороноспособности страны.

Динамичное развитие предприятий и возросший рост поставок вооружений и военной техники в последние годы вызывают необходимость сформулировать требования работодателей к молодым специалистам. Практически на всех предприятиях радиоэлектроники совместно с ведущими университетами страны созданы и функционируют базовые кафедры, задачей которых является целевая подготовка молодых специалистов (2). Учебные планы и программы для этих кафедр предусматривают, как правило, не только изучение отдельных курсов, но и практические занятия на стендах, в лабораториях, испытательных комплексах предприятий (3). Одновременно с занятиями на базовых кафедрах студенты университетов знакомятся с предприятием. Им предоставляется возможность также проходить практику на данном предприятии, работать по специальности в период каникул и по совместительству в свободное от учёбы время, а также готовить дипломные работы по профилю предприятия и по вопросам, представляющим решения научно-технологических задач данного конкретного подразделения предприятия. Такой подход оправдал себя. Удалось не только качественно подготовить молодых специалистов к профессиональной деятельности, но и обозначить перечень научных задач, подлежащих решению учеными университета в ближайшем будущем.

Внедрение в стране Болонской системы образования потребовало, помимо подготовки для предприятий радиоэлектроники инженеров (специалистов), обеспечивать в университетах подготовку бакалавров и магистров.

Анализ научно-производственной деятельности работников с высшим образованием на предприятиях радиоэлектроники позволил установить, что бакалавры востребованы на высокотехнологичных предприятиях в секторах, связанных с производством, испытанием изделий, разработкой технической и конструкторской документации. Учитывая, что по существующему положению, бакалавры не могут поступать в аспирантуру, эта категория работников закрепляется на освоенных рабочих местах. Процентный состав бакалавров на высокотехнологичных предприятиях радиоэлектроники в настоящее время не превышает 2% от общей численности инженерно-технических работников, текучесть кадров по ним также находится в пределах 2%. В дальнейшем удельный вес бакалавров будет увеличиваться.

Специалисты (инженеры) востребованы на высокотехнологичных предприятиях во всех секторах деятельности, связанных с разработкой, производством и испытанием продукции. При получении соответствующих навыков им гарантируется служебное повышение, а при наличии научного задела – дальнейшее обучение в аспирантуре. Процентный состав инженеров на высокотехнологичных предприятиях составляет порядка 9% от общей численности инженерно-технических работников, а текучесть кадров по ним находится в пределах 20%. В последнее время ввиду увеличения объёма гособоронзаказа и профильных работ по целевым программам этот тип специалистов оказался востребован многими предприятиями региона и страны. Поэтому, получив навыки практической деятельности на одном предприятии, специалисты по своим подготовленным резюме, анализируя вакантные места на предприятиях региона и страны, стараются найти себе более высокооплачиваемую работу на других предприятиях. Закрепление на предприятиях этого типа специалистов в настоящее время не предпринимается ни на уровне руководства предприятий, ни на уровне регионов и Правительства страны.

Магистры востребованы на высокотехнологичных предприятиях ВКО в тех же секторах, что и специалисты (инженеры). Магистры при поступлении в аспирантуру имеют преимущества при сдаче вступительных экзаменов. Процентный состав этой категории работников на высокотехнологичных предприятиях радиоэлектроники составляет порядка 4% от общей численности инженерно-технических работников, а текучесть кадров по ним находится в пределах 2%.

Анализ учебных планов подготовки студентов в университетах по направлениям: «Радиотехника», «Проектирование и технология электронных средств», «Техническая эксплуатация транспортного оборудования», «Приборостроение», «Радиоэлектронные системы и комплексы», которые после завершения обучения могут быть приняты на работу на предприятия ВКО, позволяет установить, что:

· бакалавр за четыре года обучения осваивает в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образовательные программы объёмом 8 640 часов, из которых 3 456 часов лекционные. Если исключить из объёма учебной нагрузки физическую культуру, то порядка 50% учебной нагрузки относятся не к техническим дисциплинам, а к дисциплинам общего развития личности;

· специалист (инженер) за 5,5 лет обучения осваивает в соответствии с ФГОС образовательные программы объемом 10 800 часов, из которых 4 200 часов лекционные. Если исключить из объема учебной нагрузки физическую культуру, то порядка 49% учебной нагрузки относятся не к техническим дисциплинам, а к дисциплинам общего развития личности;

· магистр за два года обучения после бакалавриата осваивает в соответствии с ФГОС образовательные программы объёмом 4 320 часов, из которых 864 часа лекционные. Это индивидуальные консультации и собеседования с профессорским составом университета по конкретным дисциплинам. В учебной нагрузке магистра порядка 6% учебной нагрузки не относится к техническим дисциплинам.

Требования работодателей – руководителей высокотехнологичных предприятий ВКО, предъявляемые к бакалаврам, специалистам и магистрам, в соответствии с разрабатываемыми в настоящее время профессиональными стандартами, формулируются в виде трудовой функции и соответствующих ей трудовых действий, необходимых знаний и умений для занимаемой должности.

Проведённый мониторинг требований, предъявляемых к специалистам, позволил сформулировать перечень компетенций (основных знаний, умений и навыков), которыми должны овладеть выпускники высших учебных заведений из естественнонаучного и профессионального циклов (4).

1. Физика: по распространению радиоволн; стандартам частоты и времени.

2. Статистическая радиофизика: по оптимальной фильтрации сигналов.

3. Оптика: по основам светотехники и колориметрии для возможности создания табло, индикаторов, рабочих мест операторов, специалистов служб управления авиацией и ударными средствами, диспетчеров, штурманов с учётом эффективного восприятия ими цветовой информации и символов.

4. Математика: по основам системного и векторного анализа; матричного исчисления; решения дифференциальных и интегральных уравнений; использования численных методов для приближённого решения специальных прикладных задач.

5. Радиотехника: по цифровой и голосовой связи; принципам повышения помехозащищённости интегрированных комплексов; обеспечения электромагнитной совместимости комплексов и систем; обработки радиолокационной, радионавигационной и специальной информации; тренажно-моделирующих комплексов; построению приёмо-передающих устройств; усилителей мощности.

6. Микроэлектроника по принципам схемотехнических решений для создания аналоговых и СВЧ-устройств; построению аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей информации; программируемых логических микросхем; цифровых сигнальных процессоров, инерциальных систем.

7. Моделирование систем, комплексов и проектов: по принципам описания систем, комплексов и проектов, большим числом взаимосвязанных показателей на основе теории системного анализа; оценке стохастичности связей между элементами системы, комплексов и проектов; оценке основных параметров, неполноты и недетерминированности исходной информации; оценке разнообразия и вероятностного характера взаимосвязей внешней и внутренней сред; оценке эффективности стратегий управления элементами системы, комплекса и проекта с учётом жизненного цикла их; по использованию синтеза на всех этапах проектирования системы, комплекса и проекта; микропроектированию моделей на стадии анализа для оценки предлагаемых подсистем.

8. Работы с прикладными программами: AutoCAD для двух- и трёхмерных систем автоматического проектирования; PCAD и Or CAD для автоматического проектирования многослойных печатных плат, их электронных версий; Solid Works для автоматизации работ на этапах создания конструкторской и технологической, подготовки производства аппаратуры; Altium Designer для автоматического проектирования радиоэлектронных средств; AWR Design для моделирования, анализа и проектирования цепей радиоэлектронной аппаратуры; Math Cad для подготовки интерактивных документов с вычислениями и визуальным сопровождением; Mat Lab для решения частных задач с вычислениями; AnsoftHFSS для электродинамического моделировании; MS VStudio для создания приложений на платформе net.

9. Работы с комплексами Государственных стандартов, которые устанавливают правила и нормы по разработке, оформлению, обращению конструкторской документации на промышленных предприятиях и в исследовательских учреждениях (Единой системы конструкторской документации – ЕСКД); Квалификационных требований (КТ-178), устанавливающих требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники; Единой системы программной документации (ЕСПД), устанавливающих правила разработки, оформления, обращения программ и программной продукции.

10. Программирование, использование языков: Си, как универсального, для которого характерны экономичность выражения, определённый набор операторов и типов данных; С++, как наиболее популярного у разработчиков (высокого уровня); Assembler, как машинно-ориентированный с командами, соответствующими командам машины и обеспечивающий возможность использования микрокоманд; Verilog/VHDL для описания и моделирования электронных систем, а также операционных систем.

11. Управление в технических системах: по использованию графической среды имитационного моделирования.

12. Базовые знания: для возможности работы с цифровыми осциллографами; анализаторами спектров; цифровыми генераторами частот; свободное владение английским языком для работы с научной и технической литературой; общие представления о создаваемых на предприятии системах, аппаратуре, принципах их работы и назначении.

Освоение отмеченных работодателем знаний, умений и навыков потребует даже у специалиста (инженера) затрат на обучение более 2 000 часов. Выделение такого ресурса практически невозможно дополнительно обеспечить при существующем учебном процессе в университетах, так как для получения диплома высшего образования необходимо освоить все дисциплины по установленному ФГОС перечню. Дополнительные факультативные занятия со студентами также не позволят освоить все рекомендованные работодателями дисциплины, так как учебная нагрузка не допускает более 30 часов занятий в неделю.

Таким образом, остётся единственный путь по целевой специализации студента под конкретные места для предприятий радиоэлектроники, начиная с третьего курса обучения в университетах. В этом случае представится возможность удовлетворить требования работодателя к уровню подготовки молодого специалиста для работы на предприятиях радиоэлектроники.

Заключение

1. Целесообразно в ведущих научно-производственных регионах страны по инициативе руководства регионов и профильных корпораций, концернов определить социально-значимые предприятия ОПК, для которых необходимо обеспечивать целевую подготовку специалистов в высших учебных заведениях.

2. Для внедрения целевой подготовки специалистов целесообразно внедрить в практику всех предприятий ОПК опыт, когда студентам университетов, заключившим с предприятием договор о работе на данном предприятии после завершения обучения в университете, помимо стипендии от предприятия обеспечивается целевая дополнительная подготовка этого студента по разработанной с работодателем программе. В этом случае не потребуется дополнительная подготовка молодого специалиста в объёме более 2 000 часов, так как для конкретного рабочего места будущего специалиста не потребуется знание всех приведённых выше разделов математики, физики, радиотехники, стандартов и языков программирования, а потребуется подготовка в объёме максимум 200–300 часов.

3. Учитывая годовую выработку специалиста на предприятиях ОПК (более 3 млн. рублей), затраты на целевую подготовку молодого специалиста через базовую кафедру с учётом ускоренной адаптации его на конкретном рабочем месте, окупятся уже в первый год его работы.

4. Для социально-значимых предприятий ОПК необходима разработка и внедрение с руководством регионов дополнительных мер по закреплению на предприятиях специалистов, прошедших целевую подготовку и проявивших себя положительно в период работы по совместительству, например, предоставления квартир по себестоимости и т.д.

Бестугин А.Р. — д-р техн. наук, доц., директор Института радиотехники, электроники и связи Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Шатраков Ю.Г. — д-р техн. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, учёный секретарь ОАО «ВНИИРА», заведующий базовой кафедры ОАО «ВНИИРА»-ГУАП

Киршина И.А. — канд. экон. наук, доц.

Форум технологического лидерства России «Технодоктрина»

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *