Сегодня в Москве ОАО «РЖД» проводит 2-ю Международную научно-практическую конференцию «Спутниковые технологии и системы цифровой связи на службе железных дорог».
ОАО «РЖД» — потенциально один из крупнейших гражданских потребителей навигационной спутниковой аппаратуры ГЛОНАСС и систем подвижной космической связи в России. Поэтому целью научно-практической конференции, как отмечают в компании, является расширение контактов и деловых связей ОАО «РЖД» с учеными и практиками в сфере развития глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO и их использования на железнодорожном транспорте.
Внедрение спутниковых навигационных технологий в железнодорожную отрасль в ближайшие годы будет проходить согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года», утвержденной правительством РФ 17 июля 2008 года.
По словам вице-президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова, на ближайшие годы основными направлениями работы по внедрению спутниковых навигационных систем для ОАО «РЖД» являются следующие: разработка систем координатного управления и интервального регулирования движения поездов, разработка систем контроля дислокации подвижного состава ОАО «РЖД» и диспетчерского управления движением, разработка автоматизированной системы спутникового мониторинга перевозок опасных и ценных грузов, создание и развитие эффективных систем технологической спутниковой связи, создание единой системы цифрового координатного описания железнодорожных путей и объектов инфраструктуры.
Как отметил М.Акулов, в период с 2007 по 2011 годы ОАО «РЖД» планирует оснастить навигационной аппаратурой около 2500 пассажирских локомотивов и свыше 17000 грузовых локомотивов, включая магистральные электровозы и тепловозы, а также маневровые тепловозы. Суммарная потребность компании в устройствах спутниковой навигации и систем на их основе на первом этапе развертывания системы ГЛОНАСС до 2011 г. составит по предварительным оценкам 28-29 тыс. единиц.
В ходе конференции будут рассмотрены вопросы применения спутниковой навигационной информации при управлении и обеспечении безопасности движения поездов, обозначены основные направления внедрения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, определены перспективы развития систем связи и видеонаблюдения на железных дорогах России. Также участники конференции познакомятся с опытом железных дорог стран-участниц Евросоюза в сфере управления движением поездов на основе применения навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO.
В настоящее время на железных дорогах страны работает около 2800 магистральных локомотивов, более 900 электропоездов и 2000 специальных самоходных подвижных средств (ССПС), на борту которых установлена спутниковая аппаратура. Также идет оснащение спутниковой аппаратурой специальных подвижных путеизмерительных средств: вагонов-путеизмерителей, вагонов-дефектоскопов и др.
В настоящее время на этих объектах установлено около 200 комплектов спутниковой аппаратуры. Продолжается работа по оснащению пассажирских поездов спутниковыми системами безопасности и подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ». В настоящее время комплекты «ИНМАРСАТ» установлены более чем на 100 пассажирских вагонах. В 2008-2009 году такими системами планируется оснастить порядка 600 вагонов.