На рынке предлагают Минпромторгу отказаться от идеи маркировки потребительской электроники


Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК предлагает Минпромторгу отказаться от идеи маркировки потребительской электроники.

В ассоциации считают, что российский рынок электроники «в достаточной степени легальный», чтобы не принимать дополнительных мер против контрафакта. Но маркировку поддерживают российские производители электроники, которые видят в ней дополнительную возможность контроля за импортируемой техникой. Эксперты согласны, что в случае с электроникой речь идет в первую очередь не о защите от подделок, а о контроле за рынком.

“КоммерсантЪ” ознакомился с письмом РАТЭК (в нее входит Huawei, LG, Philips, «М.Видео-Эльдорадо», Honor, re:store — всего 40 компаний) от 13 февраля в Минпромторг. В ассоциации настаивают на нецелесообразности включения смартфонов, ноутбуков и телефонов в перечень радиоэлектронной продукции, подлежащей маркировке. РАТЭК в своем отзыве пишет, что российский рынок ноутбуков, смартфонов и телефонов «является в достаточной степени легальным», около 70% товаров реализуется через федеральные и региональные торговые сети.

Поэтому «противодействие незаконному обороту указанной продукции не может быть основанием для введения маркировки».

В Минпромторге сказали, что пока не получили письмо.

В январе министерство опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления, предполагающего внесение изменений в постановление правительства №1993 (регулирует проведение эксперимента по маркировке радиоэлектроники). Действующий документ предполагает проведение с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года эксперимента по маркировке узкого перечня компонентов — светотехники, штепселей и т. д., всего порядка 30 позиций. Поправки включают в перечень смартфоны, ноутбуки, мобильные телефоны (их маркировка начнется с 29 февраля 2024 года) и печатные платы (с 1 июня 2024 года). В пояснительной записке к документу маркировка названа «инструментом противодействия незаконному обороту промышленной продукции».

В эксперименте по маркировке радиоэлектроники участвуют 40 компаний, пояснили “Ъ” в ЦРПТ (оператор системы маркировки). По словам представителя ЦРПТ, она вводится, «чтобы исключить серые схемы поставок техники, с которой не уплачиваются налоги и сборы и которая не соответствует требованиям к качеству и безопасности».

Российские производители электроники поддерживают маркировку.

«Она создает возможность контроля и борьбы с контрафактом. Не говоря уже о том, что сквозная аналитика в производстве IT-решений — эффективный инструмент выстраивания доверия и подтверждения безопасности для потребителей»,— считает президент «Аквариуса» Владимир Степнов. В Fplus говорят, что маркировка обеспечит прозрачность импорта, что «способствует соблюдению требований, применяемых к продукции российского происхождения».

Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом обсуждения инициативы, уточняет, что на этапе обсуждения против маркировки выступили торговые сети — прежде всего «М.Видео-Эльдорадо» и DNS. Источник, принимавший участие в совещаниях в Минпромторге, утверждает, что «одна из крупнейших сетей посредством РАТЭК давно пытается противодействовать инициативам по отслеживанию рынка смартфонов и ноутбуков». По его словам, столь активное противодействие может говорить «о возможном наличии серых схем поставок и боязни того, что они будут раскрыты». В «М.Видео-Эльдорадо» отказались от комментариев, в re:store и DNS на запросы не ответили.

8,4 миллиарда рублей составили продажи ноутбуков в России по итогам 2023 года, по оценке холдинга Fplus.

Основатель Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александр Сурков полагает, что оценка реализации 70% электроники через крупные торговые сети верна с учетом их онлайн-продаж. Долю маркетплейсов в продажах электроники господин Сурков считает небольшой: «Граждане предпочитают покупать технику там, где могут получить гарантийное обслуживание». Согласен эксперт и с тем, что сейчас на рынке потребительской электроники не слишком много контрафакта. По его мнению, цель введения маркировки в сегменте состоит прежде всего в том, чтобы выяснить, «какая техника действительно произведена в РФ, а какая лишь маскируется под отечественную».

Оставьте отзыв

Ваш емейл адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *