Проект федерального закона «Цифровой кодекс Российской Федерации» подготовлен Минцифры и разослан для обсуждения. Нынешнее законодательство в области ИТ и телекома запутанно и противоречиво. Над новым системообразующим документом придется серьезно поработать, чтобы он не внес еще большую путаницу.
Проект концепции федерального закона «Цифровой кодекс Российской Федерации» разослан для обсуждения членам рабочей группы «Нормативное регулирование» и кандидатам в экспертный совет при АНО «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ). В списке рассылки 114 организаций. Составителем проекта выступает Минцифры. С документом ознакомился «Коммерсант».
В концепции предлагается систематизировать законодательство в сфере ИТ и телекоммуникаций, например, о защите персональных данных; об ответственности при использовании искусственного интеллекта; о распределении и совместном использовании частот и др. По словам главы Минцифры Максута Шадаева кодекс будет принят не ранее 2026 г.
О необходимости разработать В России «Цифровой кодекс», который станет системообразующим актом законодательства и правовой основой для взаимодействия участников отрасли, говорится «Стратегии развития отрасли связи до 2035 г.», как писал CNews. Минцифры выставило проект стратегии на общественное обсуждение 15 августа 2023 г.
В отношении государственного регулирования отрасли связи авторы Стратегии выдели целый ряд проблем и предложили разработать «Цифровой кодекс», который позволил бы: сформулировать единые принципы регулирования; создать единообразный понятийный аппарат, унифицировать правовые институты; устранить пробелы, повторения и другие недостатки отраслевого регулирования, а также существующие административные барьеры, стабилизировать правовую основу отрасли.
Многие существующие нормы были написаны 10–20 лет назад и «с трудом подходят для регулирования современных технологий», сказал «Коммерсанту» руководитель практики интеллектуальной собственности юрфирмы DRC Владимир Ожерельев.
«Одна из важных задач разработчиков кодекса — не допустить еще большей разрозненности», — считает Ожерельев.
Неофициально участники рынка, знакомые с текстом концепции, сообщили изданию, что в ней пока «много разрозненных положений, которые необходимо согласовывать между собой». Например, в одном из крупных операторов связи обратили внимание, что при совместном использовании сети операторы связи не смогут контролировать ее, что ухудшит качество услуг. А распространение механизма совместного использования частотного спектра на разные диапазоны частот может привести к непрозрачному выделению частотного ресурса.
«При качественной юридико-технической реализации — а иных вариантов здесь быть не может — это будет очень сложный проект, быстро «сочинить» его будет безответственно. Документ позволит усилить суверенитет государства в информационном мире, придаст стабильности развитию бизнеса и общества и позволит понять перспективы и границы многим непонятной цифровой трансформации. Без него же нас в праве будет ожидать все больший уровень неопределенности», — сказал в интервью Forbes о принятии «Цифрового кодекса» Виктор Наумов, профессор кафедры информационного права и цифровых технологий МГЮА, управляющий партнер офиса юридической фирмы Nextons.