Минпромторг сообщил об отмене разыгранных ранее конкурсов на разработку новых отечественных процессоров на общую сумму 21,1 млрд руб., причем сделал это после выбора исполнителей. Отмена, по данным чиновников, связана с необходимостью привлечь конечных рыночных заказчиков к разработке российской электроники напрямую.
Минпромторг отменил закупку опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке электронной компонентной базы, в том числе, для создания новой линейки процессора «Эльбрус». Это сделано по итогам совещания у вице-премьеров Дмитрия Чернышенко и Юрия Борисова.
Как пишет «Коммерсант», в протоколе мероприятия от 17 декабря 2020 г. зафиксировано решение об отмене закупок, а также о возврате в бюджет 3,1 млрд руб., которые были выделены на проведение ОКР в 2020 г.
Минпромторг намерен потратить 21,1 млрд руб. на разработку трех новых российских микропроцессоров. Чуть ранее, 20 ноября 2020 г., были объявлены конкурсы на тематические ОКР. Итоги тендеров министерство подвело в середине декабря 2020 г.
Позже Минпромторг определил исполнителей ОКР по созданию трех новых отечественных микропроцессоров. Ими стали МЦСТ, «Модуль» и «Элвис».
Минпромторг сообщил об отмене конкурсов на разработку новых отечественных процессоров на общую сумму 21,1 млрд рублей
Как пояснил представитель аппарата Дмитрия Чернышенко, отмена связана с необходимостью привлечь конечных рыночных заказчиков к разработке российской электроники напрямую, что позволит создавать более востребованные рынком продукты. Также он уточнил, что неизрасходованные средства будут использованы в 2021 г. Документ об отмене опубликован на сайте госзакупок 24 декабря 2020 г.
Конечная сумма складывалась из начальных цен контрактов в конкурсах на тематические ОКР, объявленных министерством. Все они стартовали в рамках мероприятий по подпрограмме «Развитие производства вычислительной техники» госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» на 2020-2025 гг.
В частности, 7,63 млрд руб. Минпромторг резервировал на ОКР «Разработка системы на кристалле для встраиваемых вычислительных комплексов на базе процессорных ядер с архитектурой NeuroMatrix нового поколения» (шифр «Нейро-Б»).
Еще 6 млрд руб. министерство было готово заплатить за ОКР «Разработка доверенного многоядерного процессора для программных маршрутизаторов защищенных сетей» (шифр «МАРКО-240»).
Наконец 7,49 млрд руб. министерство выделяло на ОКР по созданию микропроцессора «Эльбрус-32С» — для высокопроизводительных серверов. Разработке присвоен шифр «Процессор-21 (СРВ)».
Выбор разработчиков должен был состояться в ходе конкурсов, однако наиболее вероятными претендентами на контракты могли стать создатели упомянутых в ТЗ архитектур — МЦСТ, НТЦ «Модуль» и НПЦ «Элвис».
На вопрос, ожидает ли Минпромторг на конкурсах какую-либо конкуренцию, представители министерства сообщали, что развитие рассматриваемых направлений необходимо для создания опережающего научно-технического задела и разработки перспективных технологий в целях достижения целей Стратегии развития электронной промышленности до 2030 г. «На указанных топологических нормах работают только передовые российские дизайн-центры микроэлектроники, — добавили собеседники редакции. — Мы рассчитываем, что к нам поступят заявки».
Дальнейшее финансирование микроэлектроники
Линейка микропроцессоров «Эльбрус» создается с начала 2000-х гг., а разработки новых наименований традиционно финансируются государством.
Теперь, как пояснили в Минпромторге «Коммерсанту», дальнейшее развитие отечественной электроники будет координироваться «дорожной картой», в ней предусмотрены сквозные проекты, для которых будут выбраны компании-заказчики. «Они получат субсидирование от государства на внедрение отечественных решений, станут контролировать разработку аппаратуры и компонентной базы, которые будут использоваться для оказания услуг и сервисов в гарантированных государством сегментах», — сообщили в пресс-службе министерства.
Каким станет механизм финансирования сквозных проектов, российские производители оборудования пока не знают. Возможно, будет создан специальный фонд или государственно-частное партнерство.