Минэкономики совместно со Сбербанком и центром «Сколково» разработали концепцию развития регулирования в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники до 2024 года.
Концепция уже прошла необходимые согласования и проект распоряжения правительства о ее утверждении уже внесен в правительство, сообщает «Коммерсантъ». Предполагается, что органы федеральной власти и «Роскосмос» в трехмесячный срок представят свои предложения по реализации концепции в рамках федеральных проектов «Нормативное регулирование цифровой среды» и «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика».
Пока в России нет специального законодательного регулирования, учитывающего специфику применения ИИ и роботов — предложенная концепция описывает направления, где эти нормы должны меняться. В ней заложен принцип «стимулирование прежде регулирования» (ограничения вводятся, только если есть риск от внедрения новшеств) и человеко-ориентированный подход (применение ИИ не должно нести вреда). Один из главных инструментов — экспериментальные правовые режимы.
Концепция описывает препятствия для внедрения новых технологий.
Это, в частности, проблема защиты персональных данных и их использования — здесь требуется адаптация законодательства в области данных (в том числе госорганов и медучреждений), создание безопасного доступа к ним разработчиков, снятие ограничений на оборот и использование. Другая проблема — разграничение ответственности за причинение вреда с использованием систем ИИ и роботов. Ее решение осложняется невозможностью полного раскрытия алгоритма из-за использования вероятностных оценок. Одним из решений авторы считают развитие инструментов страхования, позволяющих возместить причиненный вред, а также описание условий самоидентификации системы ИИ при прямом взаимодействии с человеком.
Концепция указывает на необходимость облегчения экспорта подобных технологий — для этого требуется устранять расхождения в регулировании, вынуждающие вести разработку отдельно для российского и международного рынков, а также расширить список изъятий из перечня товаров и технологий двойного назначения. Требуется и адаптация существующих технических стандартов, и изменение правового режима защиты интеллектуальной собственности — пока он не обеспечивает охрану результатам деятельности систем ИИ, полученным без творческого вклада человека.
Описаны в документе и проблемы внедрения ИИ и роботов в конкретных сферах.
В частности, в медицине нет перечня случаев, при которых допускается полное или частичное принятие решений с применением таких технологий, для их регистрации требуется слишком много времени. Развитию госсервисов препятствует то, что на основе ИИ не могут приниматься решения. В сфере транспорта требуется регулирование использования беспилотников, в финансах — внедрение экспериментальных режимов, в промышленности — появление испытательных полигонов общего пользования и обеспечение безопасного использования промышленных данных. Помимо этого изменение регулирования требуется для создания систем «умного города» и развития частной космонавтики.